Русское дефиле “бензиномотора”

В 1907 году в Петербурге состоялся первый в России автосалон

Отечественное автомобилестроение завершает 112-й год своего существования. Число “не круглое”, зато на подходе другое: исполняется ровно 100 лет с того времени, как в России на Русско-Балтийском вагонном заводе был образован автомобильный отдел и началась подготовка к настоящему, серийному выпуску “моторов”. А до “Руссо-Балтов” в огромной империи машин собственного изготовления насчитывалось буквально единицы.

Первым российским автомобилем стала простенькая “самоходная коляска”, показанная на Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года ее создателями — Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Последний проявил себя как талантливый инженер и изобретатель. В течение 1901—1904 годов Петр Александрович, ставший к тому времени владельцем экипажной фабрики в Петербурге, построил первый отечественный грузовик (этот “монстр” имел двигатель мощностью 6 л. с. и раму из деревянных брусьев), автобус, пожарный автомобиль и даже прообраз грузового троллейбуса!

Организатором первого в стране мелкосерийного производства “бензиномоторов” оказался владелец рижской фабрики велосипедов А.Лейтнер, в 1899 году наладивший на своем механическом предприятии выпуск “самодвигателей”. Конструкцию скопировали с популярных в ту пору французских машин “Де Дион Бутон”, однако название модель получила совсем иное — “Россия”. Автопроизводство Лейтнера продолжало работать вплоть до 1906 года. За это время фирма выпустила около 20 “Россий”.

В первые годы нового столетия попытки наладить производство автомобилей стали модным увлечением среди отечественных предпринимателей. Таким “поветрием” “переболели” владелец петербургского велосипедного завода “Юнион” Эмиль Лидке, знаменитые московские “заводчики” братья Бромлей, хозяин машиностроительного предприятия в Орле М.Хрущев… Дело, как правило, ограничивалось сборкой одной-двух простеньких “керосинок”.

Более серьезным оказался автомобильный проект, затеянный на юге страны: в 1903 году неподалеку от Ростова-на-Дону на заводе сельскохозяйственных машин “Аксай” начали собирать “самоходы”, скопированные с американского “Олдсмобиля” (но все узлы — даже двигатель! — изготавливались своими силами). До 1905-го успели сделать более 20 таких автомобильчиков, после чего завод эту тему все-таки закрыл — вплоть до 1916 года (тогда “Аксай” включили в список шести будущих российских автогигантов, которые должны были начать выпуск машин для нужд армии и населения).

Основной причиной всех неудач оказалась явная убыточность автомобильного производства в условиях тогдашней Российской империи. Ввоз в страну импортных станков и механизмов, необходимых для изготовления деталей, узлов и сборки “бензиномоторов”, по закону облагался пошлиной, равной почти 100%. Между тем при ввозе готовых автомобилей нужно было заплатить в казну всего-навсего 5% от их стоимости! Таким образом правительство пыталось стимулировать развитие станкостроения в России (автомобилестроение при этом предполагали развивать “впоследствии”).

Еще один удачливый московский автопроизводитель-пионер — Петр Ильин. Получив в наследство экипажную фабрику своего отца, он в 1904 году решил начать сборку на ней “самоходов”. Двигатели и некоторые другие узлы предприниматель ввозил из-за рубежа, но все остальное изготавливалось в цехах его завода. Особенно прославилась фабрика Ильина своими великолепными кузовами. В числе прочей продукции здесь изготовили несколько роскошных лимузинов по специальным заказам от министров, богатых предпринимателей и знати.

А весной 1907 года Россия была окончательно причислена к сонму великих автомобильных держав — в мае в Михайловском манеже Петербурга состоялся первый в нашей стране автомобильный салон — Первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта. Свою продукцию здесь демонстрировали представили более 50 фирм — в том числе самые знаменитые по тем временам автопроизводители “Рено”, “Дитрих”, “Берлие”, “Панар-Левассор”, “Мерседес”, “Опель”, “Итала”… Среди российских промышленников экспонаты выставили товарищество “Треугольник” (оно выпускало резиновые покрышки), “Г. А. Лесснер”, “Фрезе и Ко”. Выставка длилась 17 дней, и за это время состоятельные посетители раскупили практически все машины, привезенные для салона. А в день закрытия организаторы устроили оригинальное соревнование: погоню автомобилей за воздушным шаром, стартовавшим прямо у Михайловского манежа.

Подробнее о первых шагах российского автопрома и дне сегодняшнем читайте в ближайшем номере газеты “МКмобиль”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру