Кадры порешат всех?
Готовы ли выпускники медвузов лечить больных
Выпускникам медицинских институтов предлагают сначала, в течение трех лет, опробовать свои знания на пациентах и только потом возвращаться в вуз, чтобы получить узкую специализацию.
Минздравсоцразвития РФ издало приказ №553 об обязательной трехлетней отработке выпускников медвузов по основной специальности. Уже в марте в институтах будут работать комиссии по трудоустройству. А в июне первые выпускники должны будут разъехаться по городам и весям и приступить к работе, в том числе и в первичном звене. Что бы это значило? Преподаватели стоят насмерть: нельзя допускать “недоучек” к лечению пациентов. (Но чему тогда их учили целых 6 лет?) Практики готовы взять на работу и “недоучек” с распростертыми объятиями. Мнения самих выпускников никто не спрашивает.
Лечить или пусть живет?
“Будем лечить или пусть живет?” — старая шутка медиков. Но сейчас преподавательской и ученой элите медвузов не до шуток. Их “птенцы” — нынешние выпускники — уже в июне должны будут двинуться, в том числе и в оголенное первичное звено, отрабатывать в течение трех лет свое халявное образование (а оно сегодня для 75% студентов российских медвузов бесплатное). На первый взгляд, решение министерства логично: получил бесплатное высшее образование — отработай на благо государства хотя бы три года. Но почему вокруг этого решения разгорелся такой сыр-бор в институтской среде? Продиктовано ли это заботой о бедном студенте и пациентах? Или — желанием защитить свои “шкурные” интересы: сохранить контингент, ставки преподавателей и пр.? Попробуем разобраться, взвесить все “за” и “против”.
Недоучкам не обрадуются
Игорь ДЕНИСОВ, первый проректор по учебной работе Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН:
— Изменения в действовавший с 1999 года приказ №337 “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации” внесены Минздравсоцразвития РФ в августе прошлого года. В перечне специальностей к двум существовавшим графам “Основная специальность” и “Специальность, требующая дополнительной подготовки” добавили еще одну: “Специальность, полученная в вузе”. А в примечание, где говорилось о возможности получения дополнительной подготовки, добавили положение об обязательном трудовом стаже — не менее 3 лет по основной специальности.
Что это означает на практике? Согласно действующему законодательству, к профессиональной деятельности врачей допускаются лица, имеющие законченное высшее медицинское образование и сертификат специалиста. В медицинских учебных заведениях России высшее образование занимает 6 лет. После получения диплома о высшем образовании специалист, чтобы заниматься врачебной деятельностью, должен был закончить годичную интернатуру и/или двухгодичную ординатуру. Например, выпускник, получивший специальность хирурга и пожелавший стать кардиохирургом, еще два года учился в ординатуре.
После приказа Минздравсоцразвития №553 ситуация изменилась кардинально. Теперь, чтобы стать, например, кардиологом, выпускник института после годичной интернатуры будет обязан три года отработать практическим хирургом и только потом получит право на поступление в ординатуру по специальности “сердечно-сосудистая хирургия”.
Студенты в отчаянии, что им закрыта дорога для дальнейшего профессионального роста. Они будут вынуждены бросить учиться и начать искать себе сами работу на три года, потому что сейчас нет распределения. В результате люди, чтобы не прерывать своего образования, будут вынуждены его продолжать по выбранной ими специальности, но на платной основе.
Недавно состоялось расширенное совещание у министра Татьяны Голиковой. Наша позиция базируется на нескольких аргументах.
Первый: человек, поступивший в медицинский вуз, должен иметь право и возможность получить хорошую профессиональную подготовку, чтобы затем работать в условиях современных высоких технологий. Иметь право выбора: идти ли ему после окончания вуза работать, продолжить углубленно осваивать узкую специализацию или заниматься наукой. Мы — за беспрерывность послевузовского профессионального образования.
Второй: три года отрыва от учебного процесса могут выбить человека из колеи — столько воды за это время утечет. Могут появиться семья, дети, и будет не до учебы. Да и в 30 лет кто захочет оставить профессию, на два года возвращаться в вуз, жить на стипендию... В результате мы проиграем в том, к чему так долго стремились, — в качестве подготовки специалистов. А выиграем только тем, что заполним поликлиники, больницы, сельские медпункты специалистами, прошедшими только вузовскую подготовку. Нельзя решать кадровую проблему, которая на самом деле есть сейчас в стране, потерей качества подготовки врачей. Тем более что все равно зияющую брешь (России сегодня требуются десятки тысяч терапевтов) этим не закроешь.
Третье: за приказом Минздравсоцразвития РФ, когда выпускник медвуза должен отработать три года по специальности, должно стоять государство. Выпускнику в таком случае обязаны предоставить как минимум место для трудоустройства и жилье.
Я надеюсь, что здравый смысл все же возобладает. Будущим специалистам дадут получить полноценное образование. А как решать кадровую проблему в медицине — это прерогатива государства, а не только “головная боль” выпускников медвузов.
Молодых врачей ждут по всей России
Ольга КОЛЕСНИКОВА, главный врач муниципального учреждения “Марьинская амбулатория” Ленинского района Московской области (кстати, два дня назад Ольга Ивановна стала победителем VII Всероссийского конкурса “Лучший врач года-2007” и из рук министра Татьяны Голиковой получила диплом за первое место в номинации “Лучший заведующий сельской амбулаторией”):
— Я только “за”, чтобы в первичное звено сразу после вуза приходили молодые врачи. Их ждут по всей России. Ждем и мы — готовы принять выпускников вузов на ставки терапевта, педиатра, невролога, хирурга. Пусть не боятся, что чего-то еще не умеют, не знают — научим, подскажем, поможем. Все равно все проверяется практикой — только на практике выпускник вуза становится врачом. Мы неделями опекаем всех вновь пришедших.
Сама я после окончания Первого мединститута по специальности “лечебное дело, терапевт” в 1986 году приехала в поселок Марьино Московской области. Поработав всего месяц терапевтом, была назначена главным врачом. В штате было всего два специалиста — педиатр и зубной врач (сейчас — 41 ставка). С тех пор 20 лет бессменно руковожу коллективом. С годами пришли опыт и практические знания. Через каждые пять лет врач проходит переподготовку.
Конечно, зарплата у начинающего врача небольшая — 8 тысяч рублей. Но, во-первых, всегда есть возможность подработать еще на полставки. Во-вторых, если пойти на участок (а участковых терапевтов всегда не хватает), получать можно в 2 раза больше — 15—16 тысяч рублей. Для начала — неплохо, а для села вообще большие деньги. И служебное жилье дают. В нашем районе разработана жилищная программа, где предусмотрено в том числе и льготное жилье для учителей и врачей.
Кто крайний?
Крайний, как всегда, “стрелочник”, в данном случае — студент. Кстати, ни на одно совещание по новшеству, даже в министерство, где недавно собирались заинтересованные лица, “чтобы учесть все мнения”, ни нынешних выпускников, ни студентов не пригласили. Хотя в студенческой среде тоже нет однозначных мнений. Студент Валерий М., к примеру, сказал: “Я с удовольствием сразу после защиты диплома поеду работать: не хочется терять время на узкую специализацию, хочу делать карьеру уже сегодня”. Студент Сергей Л.: “Я б в ученые пошел, но мне не оставили такого выбора”.
Каким будет решение министерства, которое намерены принять буквально на днях?
А как у них?
Во многих цивилизованных странах после окончания института выпускник не может сразу заняться врачебной деятельностью. Это право он будет иметь только после того, как получит последипломное профессиональное образование. В разных странах оно занимает от 3 до 5 лет. В Японии, прежде чем выталкивать выпускника из института, заключают контракт с конкретным работодателем, неважно, госучреждение это или частная клиника. Государство гарантирует и жилье: если молодой врач заключает контракт на 3 года, он оплачивает 85 процентов стоимости жилья; на 7 лет — 30 процентов; на 10 лет — получает жилье бесплатно.
…В развернувшейся дискуссии правы все: и теоретики-преподаватели, желающие выпустить профессионалов, — все же они будут лечить людей! И врачи-практики, особенно первичного звена, задыхающиеся от непосильного объема все возрастающих больных, потому что население стремительно стареет. Они готовы взять любого специалиста, хоть и “недоучку”, но все же получившего высшее образование. Это лучше, чем ничто, когда некого послать на вызов. Когда двери кабинетов украшают таблички: нет окулиста,терапевта, хирурга....
Решать проблему с кадрами в медицине, конечно, надо. И срочно. Но таким ли способом? Во-первых, выпускнику медвуза предлагается ехать туда не знаю куда. (Места никто не определяет.) Везде ли захотят брать врача без опыта? Или будут футболить, требуя при приеме на работу “два года стажа”, как пишут сейчас в рекламных объявлениях? А может, стоит вернуться к оправдавшей себя в советское время системе распределения выпускников вузов и к госгарантиям? Когда за молодым специалистом следовали гарантированные преференции — трудоустройство (три места на выбор), зарплата, бесплатная квартира в течение трех лет, защита от беспричинного увольнения.
Уверена: под таким решением государства подпишутся даже самые несговорчивые руководители вузов. Охотнее поедут в глубинку и выпускники вузов — в самом деле, не все же хотят заниматься “чистой” наукой. Но сейчас никто и ничего не гарантирует, даже трудоустройства. Государство и от бытовых проблем умывает руки. Поэтому и выпускники, уверена, тоже будут умывать руки: найдут лазейку, чтобы не ехать на периферию, где их примут “с распростертыми объятиями”. Найдут пристанище здесь, в фирмах Москвы. А через три года пойдут доучиваться. Или вообще уйдут из медицины. Вот только кто от этого выиграет?