1923
Советская власть взялась за организацию авиационного дела в стране. 9 февраля Совет Труда и Обороны принимает постановление “О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации”. Именно от этой даты “Аэрофлот” и ведет отсчет своей истории, хотя собственно компания будет создана лишь через несколько лет. Ну а 8 марта 1923-го создается Общество друзей воздушного флота. Его основная задача — сбор средств на строительство самолетов и пропаганда авиации.
Той же весной появляются первые авиакомпании — российский “Добролет”, украинский “Укрвоздухпуть” и закавказская “Закавиа”.
1924
15 июня “Добролету” был торжественно передан первый отечественный пассажирский самолет “АК-1”. Первый российский аэробус сделали деревянным. Он вмещал трех пассажиров, был не слишком быстрым и в серийное производство не пошел.
19 мая 1924 года было создано Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим). Оно стало очередным детищем Льва Троцкого. На учредительном собрании тот провозгласил: “Мы хотим создать газовую ограду, в которой будет строиться новое общество!”
Через Доброхим трудящиеся просвещались в вопросах противохимической защиты. Доброхим также всячески содействовал выработке на советских предприятиях отравляющих веществ для уничтожения саранчи, сусликов и других вредителей, под которыми понимались и представители буржуазии.
1925
В мае 1925 года ЦК РКП(б) решает объединить ОДВФ и Доброхим в Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности — Авиахим.
1928
7 января 1928 года состоялся первый полет “У–2” — самого лучшего учебного самолета всех времен и народов. На “У–2” невозможно было потерпеть катастрофу: скорость самолета не превышала 150 км/ч, а будучи насильно введен в штопор, он самостоятельно выходил из него. “У–2” использовался не только в обучении, но и для сельхозработ, перевозки почты и оказания медицинской помощи, а во время войны — в качестве легкого бомбардировщика.
1931
6 ноября в Москве на Центральном аэродроме был открыт первый в СССР аэровокзал — один из самых больших в мире. В здании площадью 4 тысячи кв. м разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолеты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В начале 50–х годов здание полностью перестроили, а нынешний вид оно приобрело в 1965 году.
1932
25 февраля Всесоюзное общество гражданского воздушного флота было преобразовано в Главное управление ГВФ. Ровно через месяц оно наконец получило имя — “Аэрофлот”. Смена названия сказалась необычайно благотворно: уже через несколько лет протяженность линий и объем перевозок выросли в 4—5 раз.
В апреле в “Аэрофлоте” ввели форменную одежду и знаки различия, появились 12 категорий личного состава — гражданский аналог воинских званий.
1934
С 5 марта по 13 апреля в Арктике проходила операция по спасению людей с парохода “Челюскин”, затонувшего в Чукотском море. На льду оказались 104 человека. За месяц в ближайшие к месту катастрофы населенные пункты Чукотки и Аляски было переброшено более десятка самолетов. Три недели военные и гражданские летчики перевозили людей на материк. Первой на Чукотку была доставлена пятимесячная девочка, родившаяся на “Челюскине” уже во время похода, затем все остальные. Семеро пилотов, участвовавших в операции, получили учрежденную по этому случаю награду — звание Героя Советского Союза.
1936
9 июня в “Аэрофлоте” был издан приказ о повышении качества обслуживания. Отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы, вместо этого там постелили ковровые дорожки и снабдили сиденья чехлами, на борту появились буфеты.
1937
18 июня начался первый беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Северную Америку. Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете “АНТ–25” провели в воздухе более 63 часов и приземлились в Портленде на военном аэродроме.
1938
В этом же году была закончена постройка самого большого довоенного пассажирского самолета. Это была модификация агитационного “АНТ–20” “Максим Горький”. Шестимоторный “АНТ–20–бис” не имел на борту типографии и киноустановки, зато мог принять 64 пассажира. Самолет так и не поступил в серийное производство, а достаточное для него количество пассажиров нашлось только на линии Москва—Минводы, на которой он и работал в 1940—1941 годах.
1939
В мае в “Аэрофлоте” появилась должность бортпроводника. Первой советской стюардессой считается Эльза Городецкая. Она обслуживала 21–местный самолет “ПС–84”, летавший по маршруту Москва—Ашхабад. Стюардессы были миниатюрными (не тяжелее 52 кг и не выше 162 см), незамужними и с медицинским образованием.
На следующий день после начала войны гражданский воздушный флот был мобилизован. Пассажирские и транспортные самолеты начали использоваться для доставки боеприпасов и эвакуации раненых.
1941
2 июля заработал аэропорт “Внуково”, который во время войны выполнял функции авиабазы.
1945
9 мая в Москве на Центральном аэродроме приземлился самолет “Ли–2”, доставивший из Берлина акт о безоговорочной капитуляции Германии.
13 сентября — через четыре года после постройки — открылся для пассажиров аэропорт “Внуково”.
1956
15 сентября состоялся долгожданный первый пассажирский рейс “Ту–104” — первого советского реактивного авиалайнера. Честь принять реактивный лайнер досталась Иркутску. Менее чем через месяц “Ту–104” вышел на международные линии, доставив пассажиров из Москвы в Прагу. Для приема “Ту–104” требовалась взлетно-посадочная полоса длиной около 3 километров. В первые годы эксплуатации при посадке иногда использовался тормозной парашют.
1957
10 июля в аэропорту “Внуково” представителям “Аэрофлота” был продемонстрирован новый самолет ОКБ Ильюшина — “Ил–18”. Модель с самого начала задумывалась как экономичный массовый пассажирский самолет.
Предполагалось, что билет на “Ил–18” будет стоить примерно столько же, сколько место в купейном вагоне. Дизайн пассажирского салона “Ил-18” стал образцом для авиалайнеров конца XX века. Именно там впервые появились одетые в чехлы раскладывающиеся поролоновые кресла. Тогда же был придуман чрезвычайно полезный карман на задней стороне спинки. Над креслами размещались индивидуальные светильники, вентиляционные раструбы и кнопки вызова стюардессы.
1960
1 июня из нового московского аэропорта “Шереметьево” был выполнен первый зарубежный рейс — в Восточный Берлин.
В этом году при Главном управлении Гражданского воздушного флота (ГУГВФ) было создано Рекламно–информационное бюро “Аэрофлота”, основной задачей которого являлась пропаганда воздушных сообщений.
1961
Появился лозунг “Летайте самолетами “Аэрофлота”. Несмотря на многочисленные шутки по поводу бессмысленности этого призыва (“А чем же еще летать?”), смысл в нем был. Компания конкурировала в борьбе за пассажира с железнодорожным транспортом и в 1961-м записала на свой счет первые победы. Например, в августе из Адлера в Москву по железной дороге было отправлено менее 26 тысяч пассажиров, а самолетами — 33,5 тысячи.
В аэропортах внедряются самоходные трапы и тележки для багажа, автомашины с подъемным кузовом для загрузки самолетов. Появляются бирки единого стандарта на ручную кладь и вещи, сдаваемые в багаж.
1962
В октябре на линию Киев—Херсон вышел ближнемагистральный пассажирский самолет “Ан–24”. Турбовинтовой лайнер вмещал 50 пассажиров и мог выполнять полеты протяженностью до 2000 километров. “Ан–24” стал самым экспортируемым советским пассажирским самолетом и поставлялся в 26 стран мира.
1963
Начались испытания “Ил–62”, разработанного для трансконтинентальных линий. Эксплуатация “Ил–62” началась в 1967 году, уже тогда его увидели в Монреале, Дели и Риме, на следующий год — в Нью–Йорке, еще через один — в Сингапуре. В следующем десятилетии “Ил–62” был серьезно модернизирован и, получив после двойки букву “М”, стал летать еще дальше. Серийное производство “шестьдесят вторых” закончилось в середине 90–х, они продолжают эксплуатироваться и в настоящее время.
1964
В этом году началось серийное производство ближнемагистрального самолета “Ту–134”. Лайнер использовался на линиях протяженностью менее 2 тысяч километров и был рассчитан на 72 пассажира.
1965
20 мая в аэропорту “Домодедово” открылся аэровокзал — самый большой в Советском Союзе.
1967
В этом году в “Шереметьево” была сформирована Служба бортпроводников — как отдельная структура внутри “Аэрофлота”.
1968
В год своего 45–летия “Аэрофлот” открыл для советских авиапассажиров Америку. Первый регулярный коммерческий полет Москва—Нью–Йорк состоялся в июле 1968 года на самолете “Ил–62”.
1969
5 июня, через полгода после начала испытательных полетов, первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Ту–144” с большим шумом преодолел звуковой барьер, на три месяца опередив своего единственного конкурента — Concorde.
1970
14 ноября Советский Союз стал членом Международной организации гражданской авиации ICAO. Русский язык признан ее четвертым официальным языком после английского, французского и испанского.
1978
В начале лета самолеты “Ил–62М” начали летать по самой протяженной внутрисоюзной трассе Москва—Петропавловск–Камчатский. Благодаря размерам страны авиалиния автоматически становилась самой длинной внутренней линией в мире. Расстояние между пунктами — 9,4 тыс. км.
1979
9 февраля день рождения “Аэрофлота” впервые отмечался как государственный праздник. Указом Президиума Верховного Совета СССР Днем “Аэрофлота” назначено второе воскресенье февраля.
1980
6 мая был торжественно открыт аэропорт “Шереметьево–2”, построенный для приема иностранных туристов во время московской Олимпиады. Терминал пропускной способностью 2100 пассажиров в час мог принять свыше 30 самолетов. В дальнейшем “Шереметьево–2” стало основным международным аэропортом Московского авиаузла.
1983
Летом новые аэробусы “Ил–86” начали использоваться для межконтинентальных полетов. Одним из первых пунктов назначения стала столица Перу Лима.
1988
В аэропорту “Шереметьево” возник первый в СССР магазин беспошлинной торговли. В течение первых пяти лет наряду с обычным duty free в зоне вылета действовала и редкая разновидность магазина “на прилете”. Наибольшим спросом пользовалась импортная аудио– и видеотехника.
1989
2 января впервые поднялся в небо опытный образец среднемагистрального авиалайнера “Ту–204”. Вместимость нового “Туполева” составляла 168—210 пассажиров, дальность полета — 3700 километров. Самолет эксплуатируется рядом отечественных авиакомпаний и выпускается на экспорт.
1994
12 апреля Правительство Российской Федерации утвердило устав акционерного общества “Аэрофлот — Российские международные авиалинии”, подведя итог двухлетнему процессу акционирования. С этого момента слово “Аэрофлот” окончательно закрепилось в качестве названия авиакомпании и стало ее эксклюзивной собственностью.
В начале октября вслед за европейскими “A310” на линиях “Аэрофлота” появились американские Boeing–767–300ER. В последующие годы “Аэрофлот” расширил парк “Боингов” за счет более вместительных 777–х и среднемагистральных лайнеров 747–й модели.
1999
Весной начала работать программа поощрения активных пассажиров “Аэрофлота”. С помощью “Аэрофлот Бонус” частые клиенты стали получать льготы. За каждый километр пассажиру начислялся балл, учитывавшийся на его накопительном счете. Определенное количество баллов можно менять на бесплатный билет или повышение класса обслуживания. Так, обладателям 20 тысяч баллов предоставляется право бесплатно слетать из Москвы в Самару, а пассажиры, восемь раз облетевшие земной шар на самолетах “Аэрофлота”, могут рассчитывать на салон первого класса на рейсе Куба—Москва. Сегодня количество участников программы “Аэрофлот-Бонус” составляет миллион человек.
2001
9 февраля был заложен первый камень в строительство аэропорта “Шереметьево–3”.
В этом году “Аэрофлот” организовал собственный собачий питомник. Животные обеспечивают безопасность полетов и препятствуют провозу в багаже наркотиков и взрывчатки.
2002
31 марта “Аэрофлот” ввел полный запрет на курение на борту своих самолетов. Последний “курящий” рейс состоялся в ночь с 30 на 31–е — из Москвы в Шанхай. Теперь нарушение запрета приравнивается к хулиганству на борту.
2006
По итогам работы за 2005 год известная независимая исследовательская компании “SkyTrax” присудила компании “Аэрофлот” премию в номинации “За кардинальное улучшение сервиса на борту”.
В 2006 году “Аэрофлот” стал первой российской авиакомпанией, вступившей в глобальный альянс SkyTeam. Совместная маршрутная сеть альянса включает 841 пункт в 162 странах. На клиентов компании распространяются бонусные программы всех партнеров по альянсу.
2007
В канун 2008 года “Аэрофлот” завершил эксплуатацию легендарных самолетов “Ту-134”, которые служили гражданскому флоту более 40 лет. На смену им приходит самолет нового поколения — SSJ-100, разработанный КБ “Сухой”. “Аэрофлот” поддержал проект, став первым покупателем нового российского лайнера.