2008-й на Украине официально объявлен Годом ВТО. По словам президента Виктора Ющенко, вступление Украины во Всемирную торговую организацию — едва ли не главная ее стратегическая цель в начавшемся високосном году. Случиться это, мол, должно в феврале. Случится ли? И если да — то как отразится на аналогичных планах России?
Усилия официальных украинских СМИ сейчас сосредоточены на развенчание “небылиц о неприятных сюрпризах для отечественного товаропроизводителя”. По Ющенко, вступление в ВТО — это “шанс получить признание на мировых рынках, это возможность стать сильной страной, которая обеспечит благосостояние своим гражданам, это стремление быть конкурентными… Заявления о неготовности Украины вступить в ВТО, ее неконкурентности — это недоверие к потенциалу страны, к нашему потенциалу. Я убежден: то, что под силу нашим соседям, должно быть преодолимым и для нас” (из выступления президента на итоговой пресс-конференции 27 декабря 2007 года).
Мнением насчет готовности/неготовности вступления Украины в ВТО “ЭВ” поинтересовался у руководителя Центра социальных исследований “София” Андрея Ермолаева.
— Уверенно утверждать, будто Украину примут в ВТО в ближайшие два месяца, я бы поостерегся. Власти в большей степени обращали внимание на выполнение внешних условий, связанных с долговыми претензиями, новым таможенным режимом, соответствующими законами... Один из самых увесистых “камней преткновения”, связанный с квотированием экспорта зерна, по всей видимости, тоже будет “ликвидирован” в 2008 году. Такого рода преград, связанных с внешними требованиями, уже практически не осталось.
Куда меньшее внимание обращалось на вопросы, связанные с подготовкой национального рынка к новой волне либерализации. Проблема — как Украина будет защищать свой национальный рынок и производителей — пока не решена. К примеру, отсутствуют механизмы государственного протекционизма в сфере внутреннего рынка в перерабатывающей промышленности, производства так называемой группы ТНП (товаров народного потребления. — Авт.), легкой промышленности. Не секрет, что уже сейчас ряд украинских производителей в сфере легкой промышленности стараются размещать собственные заказы в других экономиках — поскольку это выгоднее в плане оплаты рабочей силы и ресурсов. Включение их в ВТО еще более ухудшит положение, равно как и прочих отраслей, связанных с внутренним рынком.
О том, как более раннее, по сравнению с Россией, вступление Украины во Всемирную торговую организацию может повлиять на оформление членства в ВТО для нашей страны, “ЭВ” спросил у экспертов.
Михаил ВИНОГРАДОВ, директор центра политической конъюнктуры РФ: “Украина не готовится к торговой войне с Россией и вряд ли сильно будет давить на нас политически, задействовав рычаг ВТО. Если все же Украина попытается заблокировать наше вступление, можно взять паузу на полгода-год и дождаться очередной политической нестабильности в соседней стране, чтобы этот вопрос продавить”.
Дмитрий БАДОВСКИЙ, заместитель директора Института социальных систем: “Вероятно, в феврале решение будет принято, и мы будем вынуждены проводить с Украиной соответствующие переговоры. Что еще больше затянет для нас процедуру вступления. Основным требованием Украины будет открытие российского рынка”.
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ: “Голос Украины просто потонет в общем хоре и принципиально ничего для нас значить не будет. Ведь члены ВТО заинтересованы во вступлении РФ, и вовсе не Украина определяет политику этой организации”.