Азовское горе
“МК” выяснил возможные последствия экологической катастрофы
тестовый баннер под заглавное изображение
Шторм на Азове затих. Спасатели вышли в море. Атака на нефтяной разлив идет с воды и с земли.
Вчера благодаря улучшившейся погоде спасателям удалось наконец поставить бонновые заграждения между островом Тузла и косой Тузла — чтобы предотвратить движение нефтяных пятен. На земле с мазутом борются студенты и военные. Молодежь наравне со специалистами приступила к расчистке береговой линии от мазута на побережье косы Тузла и в районе приазовского курортного поселка Ильич — именно в этих местах сосредоточены разлившиеся нефтепродукты.
Тем временем идут поиски пропавших моряков. Напомним, что судьба пятерых до сих пор остается неизвестной.
Вчера на поиски рано утром отправилась авиация, однако никаких результатов не было. Но днем от Министерства транспорта и связи Украины пришло сообщение: в Керченском проливе найдено тело человека.
Предположительно, это погибший член экипажа сухогруза “Нахичевань”. С каждым днем шансы найти моряков живыми становятся все мизернее. В Темрюк уже приехали родственники пропавших без вести и пострадавших моряков.
А в Казачьей бухте Севастополя также безрезультатно ищут членов экипажа грузинского сухогруза “Хаш-Измаил”. Из 17 членов экипажа спасены пока только двое…
На повестке дня, как обычно, два извечных вопроса: “кто виноват?” и “что делать?”.
Редактор сайта “Морской бюллетень” Михаил Войтенко, эксперт с почти 20-летним опытом работы в морском флоте, поведал “МК” шокирующие факты. По его словам, катастрофы можно было бы избежать, если бы не действия портовых служб, которые запретили судам заходить в порт Керчь!
— По правилам судам такого класса при шторме необходимо “прятаться” в бухтах. Учитывая район, где все произошло, им необходимо было уйти в порт Керчь. Но керченские власти НЕ ДАЛИ разрешения на вход в порт!
Опомнились они только тогда, когда разломился танкер! Во-вторых, причиной такой катастрофы стало и то, что капитанам была дана неверная информация о шторме. Синоптики не смогли предсказать, что ветер будет таким сильным. Поэтому никто и не ожидал, что стихия так разгуляется. Штормового предупреждения не было!
Не меньше вины лежит на некоторых судовладельцах. По словам Михаила Войтенко, расколовшийся танкер “Волганефть-139” был “забракован” еще три года назад. “Еще в 2004 году это судно инспектировалось, и тогда был вынесен вердикт: судно в плачевном состоянии, у него трещина! Видимо, никаких мер принято не было, и аварийный танкер продолжал работу. В итоге он разломился именно в том месте, где инспектора нашли трещину”.
Авария в Керченском проливе — лишь первая ласточка возможных будущих катастроф. Так считает ряд крупных экспертов. Сегодня более половины своей нефти Россия экспортирует морским путем, при этом зачастую на устаревших танкерах, которые уже списали в Евросоюзе или Турции. И название того же Черного моря может в недалеком будущем приобрести зловещий оттенок.
— Я бы назвал эту катастрофу долгожданной, — отметил вице-президент Национального геокриологического общества Сергей Голубчиков. Россия использует для транспортировки нефти морально и технически устаревшие суда. США и Европа давно ужесточили нормы, запретив подходить к своим берегам старым однокорпусным танкерам. Причиной послужили катастрофы таких из них, как “Эксон Вальдес” у Аляски в 1989 году и “Престиж”, который в 2002 году раскололся пополам у берегов Испании. В результате многие старые суда были по дешевке проданы России. Только из Европы наша страна купила около 300 таких “старых калош”.
ЧТО НАС ОЖИДАЕТ?
И все же главным и открытым пока еще остается вопрос о возможности загрязнения акваторий Черного и Азовского морей.
Эксперты “МК”:
Олег ШПИГУН, глава аналитического центра при химическом факультете МГУ.
— Сера — достаточное инертное вещество, поэтому, для того чтобы пошла реакция, необходимы специфические условия, которыми не обладает водная среда Азова. Следовательно, опасения на этот счет преувеличены. То есть основное последствие будет следующим: сера попросту осядет на дне и не будет являться каким-либо катастрофическим фактором ухудшения экологической среды.
Сергей ДОБРОЛЮБОВ, заместитель декана географического факультета МГУ по научной работе, профессор:
— Азов — мелководное море. Поэтому направление течений определяется направлением ветра. Прогнозируя направления движения нефтяного загрязнения, уместнее скорее говорить о розе ветров, чем о розе течений.
Есть отдельные, достаточно крупные течения, не зависящие от ветра. Они проходят вдоль Крымского полуострова. Но в данном случае определяющим фактором станет ветер.
Александр ГОРОДНИЦКИЙ, геофизик, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН):
Вдоль побережья Крымского полуострова и в Керченском проливе проходят течения, которые могут усугубить ситуацию, распространив на большое расстояние нефтепродукты с потерпевших кораблекрушение судов. В день катастрофы дул восточный ветер, поэтому нефтяные пятна двинулись в сторону Крымского полуострова. Пока я не обладаю исчерпывающими данными, но и имеющихся достаточно, чтобы оценить масштаб случившегося как серьезный. Имела место и некоторая халатность или нерасторопность — ведь суда должны были быть выведены в море во время шторма, поскольку у берега волны самые разрушительные. Нефтяной танкер попросту переломился надвое под собственным весом: нос и корма находились на гребне двух волн, посредине образовалась пустота. И вообще, шторма на Черном море на самом деле очень опасны. И потому пора задуматься о целесообразности использования нефтеналивных танкеров, которые к тому же скорее речные, чем морские, и для серьезных морских штормов просто не предназначены. Претензии Украины о возмещении экологического ущерба вполне уместны, исходя из логики международного права и добрососедских отношений. В итоге, если в ближайшее время на решение проблемы не будут брошены самые серьезные силы, последствия окажутся крайне неблагоприятными.
Кстати, зимой прошлого года в Государственном океанологическом институте РАН была разработана модель SPILLMOD, моделирующая аварийные ситуации с разливом нефти в морских акваториях. В качестве потенциальной модели был взят… разлив 1500 тонн нефти в Керченском проливе. Исходя из гидродинамических параметров (учитывающих течение и ветер) было спрогнозировано распространение нефтяного пятна. При восточном ветре, который дул в Керченском проливе все минувшие дни, пятно должно было сосредоточиться по берегам пролива и не попасть в акваторию Азовского и Черного морей. А вот если ветер будет северным или южным — пятно поплывет к морям…
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИ
Как сообщили в Росгидромете, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в зоне бедствия сейчас превышена в 50 раз. Ущерб рыболовству в районе ЧП оценивается более чем в 3,5 миллиарда рублей. Идет массовая гибель птиц и рыбы, которая из-за загрязнения осталась без пищи — планктона… А есть еще дельфины, которые в это время года подходят ближе к берегам.
Ситуацию “МК” прокомментировала представитель всемирно известной организации Greenpeace Мартина ХОДЖИКА:
— Сейчас ситуация в регионе более чем серьезная. По нашим сведениям, в настоящий момент территория загрязнения продолжает увеличиваться. Считается, что попадание в воду двух тонн нефтепродуктов — уже катастрофа мирового масштаба.
— Можно ли сравнить эту катастрофу с той, что произошла в 2002 году с танкером “Престиж”, потерпевшим бедствие у северо-восточного побережья Испании?
— Единственное сравнение, которое я могу привести, — это то, что их последствия никогда не удастся ликвидировать окончательно. Часть разлившихся нефтепродуктов останется в море навсегда. История показывает, что даже десятки лет спустя близ мест крушения танкеров все еще можно обнаружить нефть.
— Была ли возможность избежать этой трагедии?
— Конечно. Существует ряд правил и мер предосторожности, которые помогают предупредить аварию. Но главное, на мой взгляд, что сделало эту катастрофу возможной, — то, что суда “Волгонефть-123” и “Волгонефть-139” не были предназначены для плавания в море: это речные танкеры. Не знаю, как они вообще оказались в Керченском проливе. Ну и, кроме того, место, где произошла катастрофа, в принципе не должно было использоваться для переправки нефти и других вредных веществ. Ведь Керченский пролив — место соединения двух морей: Черного и Азовского. Именно это место считается основным путем миграции рыбы. Кроме того, сюда прилетают зимовать птицы из холодных стран. Уже сейчас, по свидетельствам очевидцев, побережье близ зоны бедствия усеяно мертвыми птицами. И это только начало: ведь вскоре сюда прилетит еще большее количество пернатых. Сезон миграции только начинается...
— Каких еще последствий катастрофы вы ожидаете?
— Сложно предсказать. Думаю, помимо массовой гибели птиц и рыбы снизится и количество туристов, прибывающих в этот регион ежегодно.
— Сколько времени потребуется, чтобы устранить основные последствия природной катастрофы?
— Это будет зависеть от количества и качества ресурсов, которые бросят российские власти на ликвидацию пагубных последствий случившегося. Ну и, естественно, нельзя забывать и о погодных условиях в том регионе. Сильный ветер и дождь затрудняют работу спасателей.
— Специалисты Greenpeace участвуют в спасательных операциях на Черном море?
— Пока нет. В настоящее время там находится небольшая команда специалистов из Greenpeace. Они занимаются мониторингом текущей ситуации и документацией всего происходящего на месте трагедии, чтобы впоследствии оказать помощь в ликвидации последствий распространения нефти.
КАК СПАСАЮТ ПТИЦ В МИРЕ
Происшествия, связанные с разливом нефтепродуктов в море, часто вызывают гибель представителей фауны, в том числе птиц. Нефть, попавшая на оперение птиц, “сжигает” кожу, не позволяет птицам плыть, нарушает теплоизоляцию, а также наносит непоправимый вред их внутренним органам. Кроме того, когда птицы пытаются очистить перья, токсичные вещества попадают внутрь, нанося вред внутренним органам. На помощь живности приходят люди. Например, летом 2000 года, после того как с затонувшего близ Кейптауна греческого рудовоза вытекло в воду около миллиона литров топлива, под угрозой оказалась жизнь многих пернатых. На грани гибели оказался 41% всей популяции африканских пингвинов. Была начата самая масштабная в мировой истории операция по спасению птиц. С южноафриканского острова Роббен была проведена эвакуация 20 тысяч пингвинов, более половины которых были поражены нефтепродуктами. Перевозкой пингвинов в специальные “госпитали” занимались военные суда и вертолеты, на помощь спасателям пришли армия и полиция.
После того как в 2002 году потерпел бедствие танкер “Престиж” у берегов Испании, гибель представителей морской фауны (множество рыб, моллюсков, дельфинов, черепах) происходила не только в непосредственной близости от места, где затонуло судно, но и за сотни километров оттуда. В тысяче километров к югу от северо-западной оконечности Испании, где затонул “Престиж”, погибли птицы, летевшие с севера Атлантики и Европы на юг.
Одной из структур, пытающихся помочь птицам, страдающим от нефтяных разливов, стала созданная в США еще в 1976 году некоммерческая организация Tri-State Bird Rescue and Research. Эта организация возникла после того, как либерийский танкер Olympic Games наскочил на мель на реке Делавар — со всеми вытекающими последствиями. В 1982 году эта организация учредила клинику для диких птиц, чтобы заботиться и помогать в реабилитации пострадавшим или осиротевшим птицам.
…Правительственная комиссия, которая заседает сейчас в порту Кавказ, уже приступила к поиску виновных.
Возбуждено одно уголовное дело — по статье “загрязнение морской среды”. Второе — против руководства портов Кавказ и Темрюк по статье “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта” — находится в процессе расследования. Однако уже поступило известие, что против капитана порта Кавказ Андрея Иовлева возбуждено дело по статье “халатность”.
ДЛЯ ОТДЫХАЮЩИХ МЕСТО НА АЗОВЕ НАЙДЕТСЯ?
По данным департамента развития курортов и туризма Краснодарского края, 9—10% россиян, предпочитающих отдых в России, выбирают каждый год побережье Азовского моря. В основном отдыхают здесь семьи с маленькими детьми. Их привлекают мягкий климат и теплое море (как известно, Азовское море — одно из самых мелких в мире). По словам пресс-секретаря департамента Ирины Сынковой, в случае неблагоприятной обстановки на побережье туристическая отрасль Азова потеряет не один миллион долларов. “Правда, помимо пострадавших в результате ЧП курортов Керченского пролива есть еще Таганрогский залив с его Белосарайской косой, Бердянская коса, курорты Мариупольского района и другие места, куда смогут приехать отдыхающие”, — утверждает Ирина.
ЦЕНА ВОПРОСА
Случаи кораблекрушений с последующими экологическими катастрофами во всем мире сопровождаются долгими судебными тяжбами. Если виноват перевозчик, то деньги выплачиваются за счет страховки. Однако она очень редко покрывает весь ущерб. Ведь деньги, как правило, колоссальные. К примеру, катастрофа у берегов Аляски в ценах 1989 года была оценена в 10 млрд. долларов. А на предотвращение последствий крушения танкера “Престиж” в течение четырех лет ежегодно тратилось по 300—400 млн. долларов. В нашем случае, по предварительным данным международной экологической группы “Экозащита”, ущерб от катастрофы в Керченском проливе приближается к 4 млрд. рублей (чуть более $163 млн.). Росприроднадзор пообещал подготовить свои расчеты по определению ущерба к 21 ноября.