Предупрежден — значит, вооружен: через полгода все операции с наличными на сумму 600 тыс. рублей и более попадут “под колпак” финразведки. Конечно, все это ради борьбы с терроризмом и легализацией доходов, полученных преступным путем…
Сейчас банки, инвестиционные фонды, страховщики, лотереи, тотализаторы, почты, ломбарды и ювелирные магазины обязаны “стучать” Росфинмониторингу лишь о некоторых операциях с наличными на сумму 600 тыс. рублей и больше.
Под контролем — покупка и продажа валюты, приобретение ценных бумаг, получение денег по чеку, выданному иностранными гражданином или организацией, внесение денег в уставный капитал фирм.
Перечень операций, которые могут вызвать подозрение, конкретный. Но после того как предложенный правительством и принятый вчера Госдумой в первом чтении закон вступит в силу, названные организации должны будут сообщать властям обо всех без исключения операциях с наличными, если речь идет о сумме больше тех самых 600 тыс.
“Если человек продал дом за 20 тыс. долларов и решил положить деньги в банк — он что, тоже подпадет под контроль?” — спрашивали депутаты у замминистра финансов Сергея Шаталова. “Да, если деньги за дом получены наличными”, — объяснил он. И “обнадежил”: “Скорее всего расследование об источниках денег в данном случае проводиться не будет”…
Хитрить и приносить в банки “наличку” порциями по 599 тыс. 999 рублей не стоит. Председатель думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник предупредил: “Если операция с суммой ненамного меньше 600 тыс. единичная, банк не направит о ней информацию в Росфинмониторинг. А если таких операций две и больше — скорее всего направит”.
У депутатов к закону в таком виде много вопросов. В заключении профильного комитета говорится, что если текст не доработать, под контроль попадут и налоговые, и таможенные платежи. К тому же объем информации, который придется “переваривать” финразведке, возрастет в разы и что с этой информацией делать дальше — не очень понятно.
Правительство ссылается на мировой опыт и рекомендации международных организаций. Но, уточнил господин Резник, опыт этот в разных странах разный. В Евросоюзе, например, контролируются лишь сделки купли-продажи на сумму больше 15 тыс. евро. А нам предлагается пойти по американскому пути…