Вчера Центризбирком подвел черту под списком партий, которые смогут принять участие в парламентской гонке. Их 11. Для сравнения: на прошлых думских выборах в 2003-м в бюллетенях значилось 23 организации...
Избирательная кампания вступает в последнюю, решающую стадию: после того как сегодня между участниками распределят бесплатный телеэфир, а в среду станет известно, какой номер в бюллетене кому достанется, начнется агитационный период.
Центризбирком оставил “напоследок” самое неприятное: отказы в регистрации. В субботу до выборов были не допущены “Зеленые”, а в воскресенье решалась судьба еще двух партий, висящих на волоске: “Народного союза” во главе с Сергеем Бабуриным и “Партии Мира и Справедливости” во главе с Сажи Умалатовой. Все эти организации не раскошелились на залог, а принесли в ЦИК подписи. Эти “автографы” и стали камнем преткновения.
Партия “Зеленых” собрала 210 тыс. подписей. По закону Центризбирком должен проверить лишь 70 тыс. — из них, по словам члена ЦИК Майи Гришиной, больше 12 тысяч оказались недействительными.
Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (решение принимается экспертом-почерковедом). Недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом или проживающих за пределами территории соответствующего субъекта Федерации, а также подписи избирателей, указавших ложные данные о себе, или внесенные в подписной лист карандашом, или если в них есть какие-либо исправления, не заверенные надлежащим образом...
“Зеленые” с вердиктом не согласились. “Цифра, представленная Центризбиркомом, неправильная!” — негодовал на заседании замглавы аппарата партии г-н Белозеров. И сказал, что “Зеленые” подадут жалобу в Верховный суд. Но ЦИК проголосовал за снятие партии с выборов. Правда, при одном воздержавшемся. Им оказался... глава Центризбиркома г-н Чуров — объяснив это тем, что когда-то “сам занимался экологией”...
Глава “Народного союза” Сергей Бабурин начал публично волноваться еще в субботу. Он хотел получить в ЦИКе заключения экспертов, исследовавших подписи, предоставленные “НС”. И заявил, что так и не получил документы. Поэтому загодя пригрозил избиркомовцам “народным судом”.
Волновался он не зря. В регистрации националистам было отказано. “Брак” в подписях составил 8,9%. Лидер партии заявил, что давшие заключение эксперты “выполняли политический заказ”.
Сажи Умалатову на выборы тоже не пустили: ее “Партии Мира и Справедливости” ЦИК вчера отказал в регистрации, заявив, что процент брака в подписях составил 5,16% при норме в 5%. Роковые 0,16% — всего 100 подписей... Член ЦИК Эльвира Ермакова выразила сожаление, что в выборах не сможет участвовать единственная партия, где лидер — женщина. На что г-жа Умалатова гордо заявила, что “в политике нет женщин и мужчин”, а ей нужна “лишь объективность”, в которой тут же усомнилась и пообещала обжаловать решение ЦИК в суде. Впрочем, без надежды на успех.
Конечно, партии, не допущенные к выборам, вряд ли сыграли бы на этих самых выборах решающую роль. Но представитель “Зеленых” г-н Белозеров напомнил об одном интересном факте, иллюстрирующем общие тенденции в нашей политике. “На прошлых выборах допускалось 25% брака, а на этих выборах количество недействительных подписей не должно превышать 5%. Вы понимаете, как тяжело партиям собирать подписи в таких условиях”. А размер избирательного залога, который позволяет избежать проблем с автографами, — 60 млн. рублей.
В парламентских выборах 1993-го участвовали 13 избирательных объединений, в Думу попали 8. В 1995-м — 43 избирательных объединения, повезло 4. В 1999-м в бюллетене значилось 26 избирательных объединений — в Думу попали 6. В выборах вплоть до этого года можно было участвовать не только партиям, но и блокам и общественным организациям. Проходной барьер был всегда 5%, до 7% его подняли лишь сейчас.