Львиная доля музыкального оформления новой кинокомедии “День выборов” принадлежит группе “Несчастный случай” во главе с ее бессменным лидером Алексеем Кортневым. Накануне выхода фильма на экран, а главное, накануне своего 41-го дня рождения Алексей встретился с обозревателем “МК”.
— Алексей, в фильме “День выборов” вы сыграли казачьего атамана. А в одноименном спектакле играете этого же персонажа?
— В спектакле и я, и группа “Несчастный случай” играем по десять ролей. В фильме эти роли распределены между разными артистами. В кино мера условности другая, играть по нескольку ролей в одной картине позволяет себе только Эдди Мерфи.
— У вашего атамана в фильме папаха настоящая?
— Самая что ни на есть. Спасибо киношному процессу: папаху мне подарили. Раньше в театре я эту роль в фуражечке играл. В папахе — эффектнее.
— Ваш атаман — явная пародия на современных ряженых казаков. А как вы относитесь к казачьим песням?
— Настоящие — с удовольствием пою. К сожалению, в фильме не звучит песня, которая была написана для спектакля: “Сказ о битве атамана Парамонова и Басурман-паши на железном заводе в 90-х годах”. На мой взгляд, в фильме провалилась идея саундтрека из пародийных песен, которые звучат в спектакле. В кино, к сожалению, так не получается. Песни, звучащие целиком, позволяет себе только Эльдар Александрович Рязанов. А в “Дне выборов”, как обычно это бывает в кино, песни ушли на задний план.
— Все песни в фильме ваши?
— Для спектакля все написаны нами, группой “Несчастный случай”. В фильме звучат песни из спектакля, но и еще какие-то, других групп.
— Песня “Выборы” — ваша?
— “Выборы-выборы, кандидаты — пидоры” — моя.
— Она мгновенно уйдет в народ.
— Уйдет — и хорошо. Еще мои песни — “Ты трансвестит, Мишка, а это значит…”, “Ночной ларек”. Да я всего и не вспомню.
— Фильм выходит накануне предвыборной кампании. Как к выборам относитесь, проявляете гражданскую активность?
— Проявлял, когда это имело смысл, в момент борений и исканий, когда первый раз Ельцина выбирали. И во второй — когда с натяжечкой, но что-то еще происходило. Я работал в выборном штабе СПС, когда Сергея Кириенко выбирали. Сейчас, при появлении новой коммунистической, точнее — тоталитарной партии под названием “Единая Россия”, голосовать стало абсолютно бессмысленно.
— Коли вы участвовали в предвыборной кампании, то можете со всей ответственностью сказать, насколько “День выборов” соотносим с реальностью?
— Это практически документальное кино.
— Даже не пародия?
— Что-то, конечно, преувеличено, но угнаться за реальной жизнью невозможно. В ней происходят вещи достаточно страшные: людей убивают. Реальные выборные гонки страшнее, но не смешнее, чем в “Дне выборов”. У нас на этом спектакле были прекрасные консультанты — Борис Надеждин и Борис Немцов из СПС. Когда писался сценарий к фильму, консультировали Игорь Ганжа и Валерий Галавский — два очень серьезных политтехнолога. Как раз под началом Ганжи я работал в СПС. И потом — на “Наш дом — Россия”, о чем сейчас сожалею. Так что пьеса и сценарий писались людьми, которые вполне понимают, о чем говорят.
— То есть можно взять хоть мозольного оператора и провести его в губернаторы?
— На самом деле не любого. Хотя вот Юрий Айзеншпис сказал в свое время, что может на спор сделать из любого идиота поп-звезду. И за полгода сделал из Влада Сташевского “великого” певца.
— Вы некоторое время работали в рекламе, создавали рекламные слоганы. Как это делается?
— Точно так же, как пишутся стихи. Иногда это озарение, иногда — мучительный процесс. Нормальная творческая работа, как у любого творца, который то сидит закусив перо, то бегает вокруг стола, пьет чай или водку, курит…
— Много слоганов сочинили — десятки, сотни?
— Десятки, это точно.
— Вы их помните, гордитесь?
— Помню, наверное, все, а гордиться — не горжусь. Хотя были рекламные кампании, хорошо придуманные и принесшие заказчику прибыль. За них — не стыдно.
— У вас, насколько знаю, три сына. Имена всех начинаются на “А”.
— Сыновей четверо. Второго зовут Никита, потому что мы с его мамой в момент его рождения, к сожалению, поссорились, и она из принципа назвала его Никитой. Потом, правда, помирились. Так что у меня Артемий, Никита, Арсений и Афанасий.
— Какого они возраста и чем занимаются?
— Артемию — 18 лет, он студент и занимается менеджментом. Никита учится в школе с танцевальным уклоном. Арсений ходит в детский сад, а Афанасий ходит по квартире — ему год и два месяца. Афонька совершенно не похож на своих старших братьев. Они явные экстраверты, а он спокойный и обращенный в себя. И, в отличие от трех старших, он полненький, щекастый. Такой мякенький — совершенное наслаждение!
— Жена у вас спортсменка, гимнастка Амина Зарипова. А вы человек спортивный?
— Мне катастрофически не хватает времени на спорт, что меня очень расстраивает. Сейчас моя дружная семейка и человек двадцать друзей живем в ожидании зимних каникул в горах. Я себе на день рождения заказал две пары новых лыж.
— Вы кто по гороскопу?
— Весы. Я родился 12 октября.
— Вот это да! С днем рождения!
— Спасибо.
— В вашем характере есть уравновешенность Весов?
— Наверное, есть, если я сохраняю великолепные отношения со своими бывшими женами и двадцать четыре года работаю с одними и теми же людьми в группе “Несчастный случай”. С Валдисом Пельшем дружим и того дольше. Он сейчас в группе не работает, но у нас есть новый проект, посвященный 25-летию “Несчастного случая”, в котором Валдис принимает участие.
— Как вы думаете, за что вас любят женщины?
— Раньше бы я ответил: “Потому что я очень люблю женщин”. Но, обретя любовь и покой и в своем последнем браке (очень надеюсь, что он последний), я перестал “стрелять глазками”. Наверное, подобное отношение со стороны женщин сохраняется по инерции, но со временем пройдет.