18 октября на экранах стартует фильм Олега Фомина “День выборов”, поставленный по одноименной пьесе, которая несколько лет успешно идет на сцене комического театра “Квартет И”.
Квартет — это актеры Ростислав Хаит, Алексей Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов. И — другие звезды театра, кино, телевидения, эстрады. Все они в количестве одна звезда на десять погонных метров кинопленки присутствуют в фильме.
О “Дне выборов” с “МК” беседовали “квартетчики” Леша, Саша и Камиль.
— “День выборов” вызывает в памяти фильм Барри Левинсона “Хвост виляет собакой”. И там, и тут речь идет о манипуляции общественным мнением. Но то, что американцы воспринимают с мрачным сарказмом, у вас получилось весело и легко.
Леша: Потому что в нашей действительности все драматично и тяжело, так что нам нужна легкость. А американцам живется легко, поэтому в кино они себе придумывают драматизм. Да и мы, “Квартет И”, люди легкие. Выборы для нас лишь повод повеселиться.
Саша: Никакого политического вектора в этой истории нет.
Леша: Красивое словосочетание: “политический вектор”…
— Ваш коллективный герой из “Дня радио” и “Дня выборов” — команда радиостанции “Как бы радио”. Высмеиваете новоязовские слова-паразиты?
Камиль: Ну а куда от них уйдешь? Они как бы есть. Хуже, когда мат через слово. Я сам могу материться и делаю это красиво.
Леша: Дело в контексте. Можно умно материться.
Саша: Кому-то это идет, а кому-то нет.
Камиль: Раневская очень красиво материлась.
Саша: Камиль помнит, как это было. Бывало, сидит он с Фаиной Георгиевной…
Камиль: Просто я могу это вообразить.
Леша: Дело в том, что когда человек является интеллигентом, большой личностью…
Саша: …метра два с половиной…
Леша: …то ему можно. Противен уличный мат.
— А как матерятся на съемочной площадке — вообще отдельная история. “День выборов” — ваш первый опыт в кино. До этого вы играли эту пьесу на сцене. Но и на экране вы безумно органичны.
Леша: По-моему, на этом можно закончить интервью.
— Причем “Квартет И” ведет соло, а знаменитые актеры у вас “на подпевках”.
Саша: (С невероятным пафосом). Мы очень долго шли к этому.
— В чем для вас, театральных артистов, заключались сложности работы в кино?
Леша: В кино нужно было привыкнуть работать на камеру. Режиссер Олег Фомин нам объяснял, какая должна быть мера художественности, а какая — достоверности.
Саша: Мне кажется, что ребята нашли меру достоверности в меньшей степени, чем я. Может быть, потому что я до этого снимался.
Камиль: Мне до сих пор с трудом дается переключение с театральной манеры на сдержанность, необходимую в кино.
— Вы, Камиль, видимо, так сильно держали себя в руках, что в фильме ваш персонаж самый серьезный.
Камиль: Мой персонаж только что бросил пить, он изо всех сил старался не развязать. Тут будешь серьезным!
— По сюжету, ваш герой стырил у военных секретный аппарат связи. А вы, кажется, по первому образованию связист?
Камиль: По первому образованию я электрик. Надоело в школе учиться, я и решил получить образование, для родителей. Я понял, что с электрикой пора заканчивать, когда сделал замыкание во всем доме.
Леша: У Камиля до сих пор на всякий случай “кошки” хранятся, в которых по столбам лазают.
Саша: А как он выкручивает лампочки!
— Только выкручивает?
Саша: Вкрутить-то всякий может.
— Да, вкручивать вы мастера. В “Дне выборов” облапошили кучу людей и провели в губернаторы массажиста. Кстати, почему эту роль сыграл спортивный комментатор Василий Уткин?
Леша: В театре ее в очередь играют Валдис Пельш, Вася Уткин и Саша Цекало. Пельш и Цекало прекрасно играют, а Вася просто ходит, нелепый, большой и смешной. За ним нет шлейфа предыдущих ролей. Для фильма — самое то.
— “Квартет И” существует со времен учебы в ГИТИСе?
Камиль: На первом курсе у нас был студенческий капустник. После него мы фотографировались. И почему-то из всего курса лишь мы четверо обнялись, скорчили какие-то невероятные физиономии.
Саша: Не случайно это было.
Леша: После окончания института нам не хотелось ходить по театрам и предлагаться. У нас был смешной выпускной спектакль “Только штампы”, который мы продолжали играть в учебном театре ГИТИСа. Ядро театра составили мы вчетвером и режиссер Сережа Петрейков, который учился на нашем курсе и стал нашим главным режиссером. Комический театр “Квартет И” существует почти пятнадцать лет.
— Вы знаете хорошее средство от депрессии?
Леша: Это — к психологу.
Камиль: Говорят, шоколад помогает, в нем есть гормон радости.
Саша: Слава Хаит, которого нет здесь, рассказывал…
— А почему его нет?
Саша: Он ушел по очень важному делу. Так вот, Слава как-то ехал в метро. Одна девушка его узнала и сказала: “Мне ваш спектакль жизнь спас”. Не знаю, что у нее случилось, но то, что спектакль ей помог, очень хорошо. Хотя мы не ставим специальной задачи кого-то лечить и спасать.
— Алексей, вы в “Дне выборов” сыграли гомосексуалиста.
Леша: Ага! Сначала о профессии, о театре, о депрессии. И вот настал момент.
— Как вашу работу оценили представители сексуального меньшинства?
Леша: Я слышал несколько мнений: они меня сразу вычисляют как банального гетеросексуала. Как мужчине мне это приятно, как актеру — не очень.