Прошло “всего лишь” 5 лет с момента принятия закона об ОСАГО, и правительство наконец предложило этот недоброй славы документ серьезно поправить. Вчера депутаты Госдумы, по образному выражению первого вице-спикера Морозова, “публично признали упущения”, приняв в первом чтении соответствующий законопроект. Но “упущения” признаны не все: власть по-прежнему больше симпатизирует страховщикам, а не автолюбителям.
Сейчас максимальная сумма страховой выплаты по договору ОСАГО — 400 тыс. рублей в год, из них не больше 240 тыс. — на возмещение вреда жизни и здоровью (не больше 160 тыс. на одного). Теперь же планка в 240 тыс. снята — каждый потерпевший, сколько бы их ни было, сможет рассчитывать на возмещение (максимум 160 тыс.).
Однако предельный размер всех выплат в случае причинения вреда автомобилю остается прежним: 160 тыс. рублей. В заключении думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам признается, что размер выплат все равно недостаточен. Но удастся ли его увеличить ко 2-му чтению — большой вопрос.
Впрочем, и при нынешнем порядке страховщики умудряются не платить даже за погибших. Вице-спикер Владимир Катренко привел, ссылаясь на Минфин, такие цифры: в прошлом году деньги за погибших страховщики выплатили лишь в 5 из 32 тыс. случаев ДТП со смертельным исходом, страховое возмещение получили лишь 10 тыс. травмированных из 285 тыс.
Принятый вчера закон наконец-то устанавливает финансовую ответственность страховщиков за несвоевременные выплаты по договорам ОСАГО. Вычислить размер пени за каждый день просрочки не так-то просто: “1/75 ставки рефинансирования ЦБ от суммы выплаты”. Ставка рефинансирования ЦБ сейчас 10%, значит, максимальный размер штрафа (от выплаты в 160 тыс. руб.) составит около 213 руб. в день. Едва ли этого достаточно для сокращения числа случаев несвоевременного выполнения обязательств. Между прочим, вводя штрафы для страховщиков, закон увеличивает предельные сроки рассмотрения дел с 15 до 30 дней… Зато водители-сезонники смогут заключать договоры и на 3 месяца, а не минимум на 6, как сейчас.
Чтобы участники ДТП часами не ждали на дороге автоинспектора, множа пробки, предлагается разрешить составлять документы о ДТП без участия ГИБДД. Но лишь в некоторых случаях: если нет погибших или раненых; если в ДТП участвовали только 2 автомобиля, причем застрахованных, и если оба водителя согласны с оценкой ущерба, а его размер не превышает 25 тыс. рублей. Но сумма эта — 25 тыс. рублей — ко 2-му чтению почти наверняка уменьшится: в Думе полагают, что надо сначала посмотреть, как будет работать новый порядок.
Еще одна новинка — т.н. прямое возмещение убытков. Потерпевшим даруется право требовать возмещения вреда имуществу непосредственно у своего страховщика. Но лишь в том случае, если в ДТП участвовали 2 автомобиля, а жертв и пострадавших нет. Естественно, ваш страховщик заплатит, если у него заключено соответствующее соглашение о взаиморасчетах со страховой компанией виновника ДТП. Но закон позволяет даже в этом случае пострадавшему отказать. А всем несогласным с отказом опять предлагается обращаться в суд. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Станет ли закон ко 2-му чтению более гуманным по отношению к автолюбителям, во многом зависит от того, когда он будет принят: если до выборов, надежда есть, если уже после — надежды мало.