“Губернаторским приемом” от имени Бориса Грызлова завершился во вторник вечером предвыборный съезд “Единой России”. На съезде этом случилось диво дивное: президент, чьи полномочия, по образному выражению Геннадия Зюганова, “больше, чем у советского генсека и египетского фараона”, вдруг решил стать кандидатом в депутаты Государственной думы! Думы, народом не любимой и самой властью слегка презираемой.
Лишь под занавес съезда лидер партии Грызлов объяснил, что заставило Владимира Путина конвертировать свою популярность в голоса избирателей: “сохранение конституционного большинства в Государственной думе — тот результат, который становится теперь и возможным, и необходимым”...
Конституционное большинство — это больше 300 мест в парламенте. Именно столько требуется для внесения изменений в Конституцию и принятия конституционных законов. Сейчас у “Единой России” (то есть у Кремля) в Госдуме 303 голоса. И кремлевские, и околокремлевские, и оппозиционные эксперты, и политики сходились в одном: при новой избирательной системе, даже если “Единая Россия” выполнит поставленную перед ней сверхзадачу и наберет процентов 47—49, она сможет рассчитывать лишь на простое большинство (не меньше 226 голосов). Впрочем, все другие имевшие шанс попасть в Думу партии (кроме КПРФ) оппозицией Путину не являются и, если что, на их голоса всегда можно было рассчитывать.
Но Путин все же встал во главе предвыборного списка единороссов... Значит, просто контроль над Думой Кремль не устраивает, нужен контроль тотальный. Зачем? Можно лишь предполагать: парламенту отведена немаловажная роль в операции “Преемник”. Посмотрите на предвыборный список единороссов, утвержденный съездом: из 600 кандидатов в депутаты лишь 8 (не считая президента) беспартийные, и из восьми троих беспартийными можно назвать с большой натяжкой — это двое “нашистов” и лидер молодых “медведей”. Ставка сделана на сплоченный не только личной преданностью, но и партийной дисциплиной коллектив. Какие задачи ему придется решать?
Вопрос пока без ответа. Наш президент ведь любит поиграть в “военную тайну” и важнейшие решения проводит в стиле спецопераций...
Съезд президентской партии не стал исключением. По некоторым сведениям, лишь несколько избранных членов руководства “ЕР” за пару дней до публичного объявления были осведомлены о намерении Путина возглавить их список. Подавляющее большинство делегатов, включая многих влиятельных губернаторов, были ни сном, как говорится, ни духом. Подготовку к съезду сопровождала настолько плотная дымовая завеса дезинформации, что в ней теряли ориентацию даже причастные к реализации сценария. “Все хотели этого в душе, но боялись об этом говорить”, — светясь лицом, поведал журналистам секретарь президиума генерального совета партии, вице-спикер Вячеслав Володин.
Ну почему же боялись? И почему на следующий день тщательно оберегали еще одну “страшную тайну” — что список “Единой России” Путин будет возглавлять в гордом одиночестве?
В спешном порядке в ночь на вторник пришлось решать, куда девать Бориса Грызлова и самого харизматичного единоросса Сергея Шойгу, чье присутствие в первой тройке сомнений еще накануне не вызывало. Шойгу послали в “проблемный” регион: Ставрополь, где единороссы на мартовских выборах продули “Справедливой России”.
Вице-спикеру Владимиру Катренко, чье место Шойгу занял, пообещали хороший пост в федеральных органах власти, и от участия в выборах он отказался. Бориса Грызлова сделали главным по Питеру, а губернатору Валентине Матвиенко, которую с таким трудом уговорили стать “паровозом” единороссов в Северной столице, пришлось довольствоваться вторым местом...
“Разве вы можете себе представить кого-то рядом с НИМ?” — с ударением на последнем слове спрашивали делегаты журналистов. Журналисты сомневались, хорошо ли для развития многопартийной системы (нам ведь сказали, что все — ради этого), если беспартийный Путин возглавляет предвыборный список партии, а ее официальный лидер, спикер Думы — всего лишь региональную часть этого списка...
Конечно, рядом с НИМ, нашим “добрым царем” (“общенациональным лидером” по кремлевской терминологии), даже самого хорошего “боярина” представить себе невозможно! Кощунственно. Как его просили на съезде — и ткачиха просила, и паралимпиец, и бизнесмен, и академик: Не бросай! Не отнимай надежду! Иди на третий срок! Стань лидером нашей партии — твоей партии! Или хотя бы возглавь ее список, чтобы потом не уйти насовсем, а стать премьером!
Путин выбрал последнее и стал первым в истории России президентом — кандидатом в депутаты. Ткачиха, паралимпиец и академик — тоже, причем на “проходных” местах. При тайном голосовании за список из 500 делегатов 16 вообще не стали голосовать, трое испортили бумажку, трое проголосовали “против” и двое воздержались. Борис Грызлов предположил, что это обиженные, “которые всегда есть”: не нашли себя в списке там, где ожидали, или вообще не нашли... Но вслух недовольства никто не высказал.
КОММЕНТАРИИ ПОЛИТОЛОГОВ