Вчера Владимир Путин неожиданно поставил жирную точку в дискуссии о грядущей судьбе российской власти. ВВП согласился стать первым номером в предвыборном списке “Единой России” и заявил о своей готовности возглавить будущее российское правительство. Это означает, что процесс смены караула в Кремле превращается в чисто технологический. Президента Путина как верховного лидера государства сменит премьер Путин. А в реальности все останется по-прежнему.
Вчера Путин продемонстрировал, что по умению выстраивать многоходовые политические комбинации в России ему нет равных. В последние месяцы большинство политических игроков пребывало в уверенности, что в следующем году ВВП уйдет из власти, и в государстве появится новое первое лицо. Многие уже потеряли осторожность и начали открыто делать ставки на “преемника” — будь то Сергей Иванов, Дмитрий Медведев или кто-то еще. Вчера выяснилось, что все игры в “преемника” были не более чем “проверкой на вшивость”. Ведь после вчерашнего путинского заявления вопрос о личности следующего президента стал носить чисто академический характер.
Будущее развитие российской политической ситуации теперь можно прогнозировать с достаточной долей уверенности. В декабре возглавляемая Путиным “Единая Россия” одерживает триумфальную победу на парламентских выборах. Иного варианта быть просто не может. Политическое поле настолько зачищено, что шансы прочих партий обогнать “ЕР” равняются шансам группы зайцев задрать матерого медведя.
Все дальнейшее — вопрос техники. Путин может сразу уйти в отставку с поста президента и возглавить правительство. А может подождать до окончания срока своих конституционных президентских полномочий и опять же возглавить правительство. Конечно, тут же встанет вопрос о заполнении вакантного кресла президента. Но с этим проблем уж точно не будет. “Порядочный человек” без особых властных амбиций несомненно не только найдется, но и будет избран Президентом РФ. Идеальным кандидатом на эту роль является, например, Виктор Зубков. Сегодня становится ясно, что именно с прицелом на подобное развитие событий Зубкова и назначили главой правительства.
После этого структура российской власти несколько изменится. Должностью номер один станет кресло главы правительства. А пост президента приобретет в основном церемониальный характер, как в Израиле или в Германии. Остается, правда, маленькая закавыка в виде российской Конституции, согласно которой, все властные функции сосредоточены именно в руках президента. Но эта проблема решается и вовсе в два счета.
Страны, подобные России, живут отнюдь не по писаным законам, а по неформальным политическим понятиям.
Что ж, Владимира Путина можно поздравить. Однако, согласившись на фактическое продление времени своего правления, ВВП создал для себя и по крайней мере одну серьезную проблему. Раньше сроки пребывания ВВП у власти были ограничены очевидными для всех временными рамками. Разрушив этот временной барьер, Путин фактически оказался пленником власти. Теперь все зависит исключительно от его желания. А люди, как известно, слабые существа… Конечно, учитывая страсть ВВП к неожиданным политкомбинациям, этот анализ еще может оказаться неправильным. Но с сегодняшней перспективой это выглядит маловероятно. Путин — навсегда. Похоже, именно эта фраза сегодня лучше всего характеризует нашу новую политреальность.
На фото: На недавних выборах в Казахстане партия Назарбаева набрала свыше 90% голосов и оказалось единственной политсилой в парламенте. Партии Путина такой результат формально не грозит: однопартийный парламент в России запрещен законом. Но по сути разница будет лишь в цифрах…