Взрыв поезда Москва—Петербург, в результате которого лишь чудом никто не погиб и 26 человек пострадали, не просто удивил. Этот теракт ошеломил, потряс, напугал.
Во-первых, после трагедии Беслана почти три года страна жила спокойно — если где-то что-то взрывалось, то на Северном Кавказе. Как правило, это выясняли отношения местные князьки и недобитые боевики.
Во-вторых, жители двух столиц уже давно считают поездку в Питер/Москву чем-то вроде путешествия на дачу. И взрыв именно ТАКОГО поезда равноценен пуску под откос пригородной электрички.
В-третьих, абсолютно неясно, с какой стороны нанесен удар. Виновны националисты? Но если в подрыве поезда Москва—Грозный была хоть какая-то, пусть абсолютно варварская логика, то чем провинились перед радикалами пассажиры “Невского экспресса”? Кавказский след? Но в Чечне, если верить рапортам с экрана телевизора, уже давно мир. Бурное начало предвыборной гонки? Значит, следует ждать продолжения? На все эти вопросы попытались ответить репортеры “МК”.
“Невский экспресс”, конечно, не Восточный, но отправление этого состава обставлено с не меньшей помпой, чем отбытие знаменитого родственника в романе Агаты Кристи. В понедельник поезд №166 отправился в роковое путешествие с Ленинградского вокзала по графику — в 18.30. Отправить именно этот состав без опозданий для железнодорожников было делом чести. И провожали его аплодисментами. Увы, это путешествие, начавшееся в несчастливый день 13 августа, закончилось раньше времени.
“Мама, а мы с моста не упадем?”
— Меня провожала мама, — рассказала “МК” уже после взрыва 25-летняя пассажирка Елена. Она ехала в город на Неве в командировку, по делам фирмы. — И все охала: “Никак не могу поверить: через пять часов будет в Петербурге”. А еще один мальчик, малыш совсем, представляете, все время родителей спрашивал: “Мама, а мы с моста не упадем?”
В этот раз устами младенца действительно глаголила страшная истина.
До Бурги поезд шел без приключений, строго по расписанию. Взрыв прогремел в 21.37. В это время состав преодолевал лесистый участок дороги. Кругом — овраг, чаща. И — речка Бурга, ныряющая под железнодорожное полотно. Именно возле этого моста террористы заложили мину.
— Скорость была высокой, — рассказывает машинист первого класса Алексей Федотов. — 191 километр в час.
И вдруг нас как тряхнет! Потом — еще один взрыв. Я тут же тормозить начал. Мысль лишь одна: только бы не завалить состав под откос.
Без преувеличений можно сказать: машинист спас пассажиров. Во-первых, тем, что разогнался — состав проскочил опасное место, Если бы скорость была хотя бы на 10 километров ниже, ударная сила оказалась бы как раз под локомотивом или головными вагонами. Расчет террористов был именно на то, что локомотив перевернется, увлекая в пропасть весь состав. А во-вторых, Федотов оперативно применил экстренное торможение.
“Нормальный парень” — так характеризовали Лешу коллеги до вчерашнего дня. Теперь называют только героем. Федотов управлял “Невским экспрессом” с первого дня. И знал, как действовать в такой ситуации.
— Алексею 32 года, и он уже 12 лет работает на железной дороге, после окончания техникума железнодорожного транспорта, — рассказывает инструктор локомотивного депо Константин Красноперов. — Он непосредственно участвовал в технических испытаниях электропоезда, поэтому меня нисколько не удивляет его грамотное поведение в нестандартной ситуации. А ведь у него недавно личная драма случилась: с женой разошелся. Однако на работе это никак не сказалось.
Локомотив и еще четыре вагона по инерции проехали за путепровод. Остальные восемь слетели с пути, вагон-ресторан перевернулся на бок. К счастью, поезд не был набит битком — всего 20 железнодорожников и 231 пассажир (в “пиковые” дни бывает в два раза больше — всего поезд вмещает 536 человек). Кроме того, те, кто ездит в “Невском экспрессе”, не ложатся спать — ведь еще до полуночи поезд прибывает на конечную станцию. Благодаря этому эвакуация прошла быстро.
— Я сразу понял, что это взрыв, — пояснил офицер в отставке Александр Васильевич. — Сначала поезд начало трясти, потом последовал хлопок. Показалось, что вагоны будто провисли. Дверь в нашем вагоне заклинило, так что мы выбрались через окно. Все друг другу помогали, проводницы нас успокаивали.
— Я сама насмерть перепугалась, — признается проводница Виктория. — Мысленно попрощалась с жизнью.
Первыми на месте крушения поезда оказались жители поселка Бурга, что в 18 километров от Малой Вишеры.
— Мы сидели у телевизора, пили чай, как услышали за окном глухой хлопок, — рассказывает старожил поселка Вера Сергеева. — Тут слышим позывные местного проводного радио: “Все, кто имеет машины, мотоциклы, просьба выехать на место аварии поезда, что в трех километрах от станции, требуется вывезти пострадавших на трассу”.
Мужики наши тут же рванули к лесу.
— Прикатили к опрокинувшимся вагонам в полной тьме, нам кричат проводники: “Забирайте в первую очередь раненых!” — рассказывает житель Бурги Степан Палый. — Час возили на трассу порезанных осколками женщин и детей, многие из них были перебинтованы самодельными бинтами — лентами из разорванных рубашек и маек.
“Они использовали подмосковный рецепт”
Утро вторника. Место трагедии оцеплено. Вагоны уже подняли на пути, но само полотно истерзано, рельсы изогнуты, на месте взрыва образовалась внушительная воронка. Наверное, так выглядели железнодорожные магистрали в годы войны после атаки наших партизан.
На сей раз “партизаны” заложили две бомбы безоболочкового типа. Мощность — 2,5 килограмма в тротиловом эквиваленте. Устройства приводились в действие путем замыкания проводов. Саму “лапшу” (мотки бечевки) нашли в овраге в нескольких десятках метрах от места происшествия. Очевидно, именно там была “лежка” террориста.
Схему такой бомбы можно найти в любом учебнике по партизанской войне.
— Все очень похоже на подрыв поезда Грозный—Москва в Московской области 12 июня 2005 года. Эти типы использовали подмосковный рецепт, — поясняет представитель ФСБ. — Правда, работали более профессионально. Было сделано наложение ножницами зарядов с обеих сторон со смещением, что и подняло рельсы. Да и взорвали грамотно, когда над зарядом была середина состава.
Стоит сказать, что в этих местах полно “дедушек” с опытом партизанского прошлого, которые могли им поделиться. А неделю назад под Тверью взорвался “черный копатель”. Возможно, преступники использовали тротил, добытый как раз в местах боев в годы войны.
В ФСБ уже составляют списки подозреваемых. Изучили их и мы. Итак, если предположить, что теракт совершили местные национал-радикалы, возможный кандидат — экс-редактор газеты “Русское вече” 57-летний Павел Иванов. Именно через него экстремисты вели подпольную деятельность на Новгородчине. Номера “Русского вече” распространялись не только среди населения города и области, но и сознательно направлялись автором во “властные структуры”. Правда, на сей раз напрямую обвинить Иванова в теракте не удастся. В апреле 2006 года за разжигание национальной розни Иванова приговорили к 2 годам 4 месяцам тюрьмы. Но “направлять” своих людей из застенков он вполне мог. Кстати, по одной из малореальных, но все же существующих версий теракт может иметь местный колорит. Поговаривают о крупном конфликте между новым губернатором области Сергеем Митиным и местными ОПГ, недовольными его назначением.
И все же основная версия — националистическая. Мы связались с лидером “Славянского союза” Дмитрием Демушкиным, чтобы узнать, не могут ли стоять за этой акцией русские националисты:
— Этого исключать нельзя. Все сейчас напуганы и готовятся к худшему, не знают, что делать дальше. В этой ситуации многие делятся на двойки и тройки, а такая группа в отместку готова на что угодно, да и контролировать их уже невозможно. Отколовшиеся группы могут совершить нечто подобное.
В кругах столичной экстремистской молодежи “МК” сообщили, что к подрыву могут быть причастны члены некоей группировки “Мюзик-холл”. Так называют себя особо рьяные фанаты “Зенита” — около 100 человек, радикально настроенные, постоянно устраивающие драки с фанатами “Спартака” и ЦСКА. Но представители фанатского движения вчера категорически опровергли, что кто-то из них мог устроить такую акцию. Тем не менее силовики считают, что след теракта логичнее искать в Питере.
Террористы прятались среди местных жителей?
Вчера сотрудники ФСБ рассредоточились по Маловишерскому району. Если вспомнить взрыв поезда Грозный—Москва, то именно местные жители помогли раскрыть то преступление — они знали террористов. Но эта история, похоже, совсем другая.
— Место крушения поезда — сплошь лесной участок, — рассказывает председатель штаба ГОиЧС Маловишерского района Сергей Орлов. — Если кто из местных и забредает в этот район, так только за ягодой.
Рыбаки местную Черную речку не жалуют, летом она становится мелкой, рыбой там не поживишься.
Бурга без малого столетие является не чем иным, как своеобразным “отстойником” Санкт-Петербурга, его так называемым “101-м километром”, хотя километров до Северной Венеции гораздо больше. В годы советской власти сюда ссылались проститутки, бывшие зэки… Сегодня сюда стекается иной люд: опустившиеся пьяницы, продавшие питерские квартиры за бесценок, многодетные мамаши, чьи дети носят разные отчества...
— Бурга вся из пришлых людей, — подтверждает и старейший житель поселка Игнат Селиверстов. — Это единственное место на протяжении многих сотен километров, где на железной дороге имеется оборудование для погрузки-выгрузки леса. “Чужих” людей на лесозаготовках бывает немало. Так что затеряться в здешних лесах не составляет труда. К тому же в этих местах хватает выходцев с Кавказа — участников чеченской войны. Они там работают на довольно прибыльном участке — лесоразработках. Их участие тоже нельзя исключить.
КАТАСТРОФА СРЕДНЕГО КЛАССА