“Газпром” сохраняет надежду на здравомыслие белорусских властей. После того как белорусы вышли из переговоров по поставкам газа, не согласившись с ценой в 105 долларов за тысячу кубов, вариант остается один — отключение с 1 января белорусской трубы. Если, конечно, у лукашенковского правительства не хватит ума согласиться на предложенную цену. Белорусы в самом Минске, похоже, в здравом уме своих властей сомневаются. В эти дни самым большим спросом в магазинах электротоваров пользуются обогреватели. А в магазинах одежды посреди зимы вдруг резко выросла продажа теплых легких пальто…
Уж кто-кто, а белорусы своего “батьку” знают. Логика и практицизм у него сильно уступают “принципу”. Если он сказал, что газ должен стоить не больше 75 долларов, то хоть вся Белоруссия замерзни…
Экономисты между тем пытаются просчитать, сколько страна продержится после отключения газа. Остатки в хранилищах, переход ТЭЦ на мазут могут дать белорусам надежду на две “отапливаемые” недели. Дальше — всё. Крупнейшее предприятие МАЗ уже разработало план мероприятий на 2007 год по сокращению топливно-энергетических ресурсов на 11% по сравнению с нынешним годом. Обдумывают ситуацию и на прочих заводах. Хотя все же до конца не верят в “жестокость” “Газпрома”, который готов оставить соседей на Новый год без “голубого огонька” газовой горелки.
Будет ли Лукашенко стоять на своем до конца или он под угрозой полного прекращения поставок газа “сломается” и примет условия “Газпрома”? Специально для “МК” ситуацию прокомментировал АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ:
— Решимость Лукашенко зависит от многих факторов в отношениях двух государств. Для Белоруссии крайне важно иметь гаранта сохранения своего статуса. Альтернативы России здесь у Белоруссии нет. Для Белоруссии, которая частично находится в режиме санкций со стороны Евросоюза, США, очень важно, что Россия на международной арене, в частности при голосованиях в ООН, поддерживает внешнеполитические усилия Белоруссии. Поэтому Лукашенко не может пойти до конца. Он должен учитывать, что Россия — единственный гарант независимости Белоруссии во внешнем мире.
Кроме того, треть продукции Белоруссии реализуется в России, потерять этот рынок можно в один момент. Поэтому Белоруссия, с моей точки зрения, учитывая все эти обстоятельства, не должна делать резких шагов.
Но для Лукашенко неприемлемым является и вопрос о передаче части активов белорусских государственных предприятий. Речь идет о государственном концерне “Белтрансгаз”, 50% акций которого руководство Белоруссии не желает отдавать “Газпрому”. И эту свою позицию, мне кажется, Лукашенко будет отстаивать и дальше. Белоруссия скорее пойдет на то, чтобы платить за газ по более высокой цене, чем на передачу активов. Естественно, в этом случае ей придется брать кредиты, своих средств не хватит.