Битва железных спикеров

Миронов и Грызлов не могут решить, кто больше хочет выбирать сенаторов

тестовый баннер под заглавное изображение

“Цирк. Цирк с конями”, — тяжело вздохнул один думский старожил, в очередной раз услышав по телевизору, что спикер Совета Федерации Сергей Михайлович хочет, чтобы сенаторов выбирал народ, а спикер Государственной думы Борис Вячеславович осторожно намекает, что Сергей Михайлович этого совсем не хочет...

Вместо серьезного обсуждения серьезной проблемы — какой должна быть верхняя палата парламента, представляющая регионы, — нам подсунули разыгранный не слишком умелыми актерами комический дуэт.


Сергей Миронов — демократ по убеждениям. Чтобы граждане этого не забывали, время от времени он напоминает, что ему глубоко несимпатичен тот порядок формирования Совета Федерации, который стал в 2000 году одним из краеугольных камней путинской вертикали власти. Порядок такой: каждый регион представляют по два сенатора, один — назначенный губернатором (назначенным президентом), второй — назначенный Законодательным собранием региона. Сергей Миронов с 2001 года представляет Законодательное собрание Петербурга. Закона о назначении сенаторов он не принимал — а фракция “Единство” в Госдуме, из которой потом и выросла “Единая Россия”, — да, принимала.

И вот в 2002 году Миронов говорит: “Россия должна переходить к выборности Совета Федерации, тогда сенаторы будут представлять народ, а не чиновничество. Однако поспешность перехода к этой системе формирования верхней палаты вредна”. В 2003 году он говорит: “Будущее — за прямыми выборами Совета Федерации страны. Но в нынешнем виде Совет Федерации еще должен поработать года два-три”. Три года с тех пор уже прошло...

В 2004 году Миронов добавляет: “Я пишу соответствующий законопроект”. Пошли слухи, что в законопроекте этом предлагается, чтобы губернатор и местный парламент выдвигали по две кандидатуры на посты сенаторов, а народ голосованием определял, кто же из них сенатором будет.

Г-н Миронов как сенатор обладает правом вносить законы на рассмотрение Госдумы, но почему-то воспользоваться этим правом он не спешит. Тем временем был принят очень “демократичный” закон, который наделил спикера верхней палаты правом самому решать, кто достоин быть сенатором, а кто — нет, направляя в регионы представления с просьбой отозвать того или иного члена СФ... Без объяснения причин — просто “уберите его”, и все. Пять сенаторов уже лишились таким образом полномочий — регионы не находили в себе силы сопротивляться воле спикера-демократа, подкрепленной ясно выраженной волей Кремля.

В 2005 году спикер верхней палаты подливает масла в огонь: закон о выборах сенаторов уже есть, в него “вносятся изменения юридического плана”. А в 2006 году, став лидером “оппозиционной” “Единой России” партии, делает ход конем: “Я знаю позицию Госдумы. Они не хотят принимать такой закон. Их, видимо, устраивает такой порядок, как есть...” У непосвященных в детали сложилось впечатление: закон в Думу уже внесен, но “антинародные” единороссы его принятие блокируют.

Единороссы сами, видимо, не очень в курсе того, что у них внесено, а что нет, и их ответы на выпады со стороны Миронова звучали неубедительно. Сначала они пообещали принять несуществующий в природе закон сразу в трех чтениях — назло г-ну Миронову. Пусть, мол, попробует — “выберется” в сенаторы, если такой демократ...

Но тут г-н Миронов открыл страшную тайну: изменения “юридического плана” в его любимое детище внесены еще не все, и он может направить его в Госдуму “не раньше начала следующего года”. Единороссы немедля стали похваляться, что и напишут, и внесут закон о выборности Совета Федерации раньше г-на Миронова. Не исключено, что мы можем стать свидетелями захватывающих событий: какой-нибудь вице-спикер от “партии власти”, тот, что покрупнее размерами, зажмет в углу думского коридора офицера фельдъегерской связи, принесшего закон из Совета Федерации, — чтобы дать время другому вице-спикеру быстренько зарегистрировать аналогичный законопроект на несколько минут раньше...

При этом всем известно, что и у г-на Миронова, и у г-на Грызлова, и у Госдумы, и у Совета Федерации, и у “Единой России”, и у “Справедливой России” общий кукловод — г-н Сурков, замглавы президентской администрации. И общий хозяин — Президент РФ Владимир Владимирович Путин. А значит, закон о выборности Совета Федерации может быть принят только тогда, когда Кремль того захочет. В то, что он захочет в ближайшее время, накануне критических выборов, верится с трудом.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру