На краю политической пропасти оказался шеф российской социалки Михаил Зурабов. Главе Минздравсоцразвития не привыкать к постоянным скандалам и публичным разборкам. Любой другой член кабинета на его месте уже давно мог не выдержать и подать в отставку. Но Зурабов продолжал упорно двигаться вперед. Однако ситуация с арестом близкого к министру главы Фонда социального страхования может оказаться той последней каплей, после которой количество перейдет в качество.
Арест Таранова — это мощнейший удар по репутации не только Зурабова, но и правительства в целом и даже самого президента. Иногда простая публика просто не может врубиться в смысл скандалов, бушующих внутри власти. Мол, пусть они там разбираются сами между собой. Но к нынешней ситуации это не относится.
Снабжение нужными лекарствами — вопрос жизни и смерти для многих тысяч, если не миллионов людей. Все они принимают этот скандал близко к сердцу — и иногда не только в переносном смысле. Сложно придумать более эффективный способ дискредитации власти, чем масштабная коррупционная схема в этой сфере.
Но самое ужасное даже не в этом. Падение Зурабова может уничтожить надежды, что в нашем здравоохранении наконец начнутся реальные реформы и изменения к лучшему. А ведь шанс на это только что появился — впервые за последние двадцать лет.
Два года назад я во время интервью задал Михаилу Зурабову вопрос по поводу обвинений в коррупции в адрес минздравовского начальства. В ответ министр перекрестился и поклялся, что он не украл ни копейки. Зурабов — человек глубоко верующий. И в принципе не должен разбрасываться подобными клятвами. Но даже если лично шеф Минздрава не украл ни копейки, он виноват.
Зурабов — блестящий финансист и экономист, привыкший самолично принимать абсолютно все важные решения. Как человек с таким стилем руководства мог не заметить, что в подведомственном ему заведении творились весьма странные дела? Ситуация осложняется еще и тем, что бывший личный врач члена Политбюро Лигачева Таранов относится к числу самых близких к Зурабову людей.
Конечно, в ситуации с арестом Таранова и К° далеко не все так понятно и прозрачно, как это может показаться на первый взгляд. Громкие коррупционные дела в России никогда не возникают просто потому, что наши доблестные правоохранительные органы вдруг обнаружили где-то вопиющее воровство. Обычно за разоблачениями высокопоставленных коррупционеров стоят либо политические игры на самом верху, либо многомиллионные коммерческие разборки. Скорее всего что-то подобное имеет место и в этом случае. И в ближайшие месяцы реальная подоплека случившегося станет более ясной. Но все это не слишком умаляет вину руководства Минздравсоцразвития. Если бы Зурабов лучше контролировал своих сотрудников, его врагам не удалось бы нанести ему столь мощного удара.
Разумеется, разборки на самом верху российской власти не слишком волнуют простое население. Для него важно получать лекарства и качественное медицинское обслуживание. Как это ни парадоксально, но нынешний скандал, способный погубить Зурабова, может сделать перспективу улучшения состояния здравоохранения еще более отдаленной. Все разговоры о реальной реформе отрасли в ельцинскую эру были пустым сотрясением воздуха. У государства просто не было на это денег. Сейчас деньги у власти на реформу здравоохранения появились. Но одних денег мало, надо еще их правильно использовать.
Нынешняя система здравоохранения — это странный гибрид советской модели и бизнес-предприятия, работающего по бандитским законам рынка начала 90-х. Один из моих собеседников в медицинской среде недавно рассказал мне фантастическую историю про своего коллегу. Известного профессора и светило медицины положили на операцию в бесплатное отделение одной из наших элитных государственных клиник по специальному письму президента Академии медицинских наук. Но, несмотря на все это, коллеги-врачи больного за восемь дней вытащили из семьи профессора 7 тысяч долларов!
Если эту систему не реформировать, то простое вкладывание денег ничего не решит. Все будет уходить как в бездонную бочку. К величайшему сожалению, единственной силой, настроенной на реальные реформы, сегодня является Зурабов и его команда. Большая часть медицинской элиты то ли в силу своего консерватизма, то ли в силу неких других причин никаких реформ не хочет. На днях мне пришлось общаться с известным всей стране оппонентом Зурабова — крупным медиком и общественным деятелем. Смысл его слов сводился к одному: дайте нам денег, а дальше мы сами разберемся.
Зурабов не зря вот уже третий год пользовался твердой поддержкой президента. Реформы здравоохранения — крайне нужное для страны дело. Конечно, попытка их осуществить сильно смахивает на хождение по минному полю. Зурабов был обречен на крайнюю непопулярность и даже ненависть со стороны многих. Но именно поэтому шеф реформ, как жена Цезаря, должен был быть вне подозрений.
“Хотели как лучше, а получилось как всегда”, — сказал когда-то Черномырдин. Сейчас более актуальна другая фраза — хотели провести реформы, а получилась подстава президента.