Зам-то ты кто?

Год вице-премьерства Медведева так и не ответил на вопрос, из президентского ли он “теста”

Своеобразный юбилей отмечает шеф нацпроектов и первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Сегодня ровно год со дня назначения Дмитрия Анатольевича первым замом Фрадкова. На первый взгляд дата может показаться незначительной. В независимой России кресло первого вице-премьера занимал 21 человек. И имена многих из них уже давно стерлись из памяти. Кто, кроме спецов, назовет, например, какое-нибудь значимое деяние первых вице-премьеров Большакова, Лобова или Густова? Но Медведев, как известно, это не простой первый вице...


В прошлом ноябре Медведев стал не столько вторым человеком в правительстве, сколько официальным кандидатом в наследники Путина. Так что 12 минувших месяцев — вполне достойный повод для подведения промежуточных итогов.

“Абсолютно не важно, сделан Медведев из “президентского теста” или нет, — написал мне ведущий западный кремленолог, старший научный сотрудник Вашингтонского института международной экономики Андерс Ослунд. — Вечное искусство российской политики заключается в способности преподносить сюрпризы. А так как Медведева представляют сейчас в качестве ведущего кандидата, он фактически исключен из рядов реальных наследников.

Многие мировые лидеры терпеть не могут, когда информация об их кадровых планах раньше времени становится достоянием публики. Президент США Линдон Джонстон, например, в случаях подобных утечек в прессу иногда впадал в такую ярость, что назначал на вакантную должность совсем других людей. Путин тоже считает конспирацию залогом успешной кадровой политики. Назначение Сергея Собянина главой кремлевской администрации или Михаила Фрадкова премьер-министром застало врасплох абсолютно всех экспертов. И только постфактум “пикейные жилеты” пришли к выводу, что эти кадровые решения вполне логичны.

Однако можно заметить, что по отношению по меньшей мере к одному политику ВВП вел себя совсем по-другому. Еще в 2000 году в Кремле открыто говорилось: шеф кремлевского аппарата Александр Волошин должен поднатаскать своего свеженазначенного первого зама Дмитрия Медведева, чтобы тот впоследствии занял его место. Так что нельзя исключать: в случае с Медведевым Путин руководствуется принципом предшественника Шерлока Холмса, знаменитого сыщика Арсена Люпена, — прятать лучше всего на самом видном месте.

Серьезность кандидатуры Медведева подтверждается и именами людей, которые брошены на его раскрутку. Если рассуждать формально, то в секретариате первого вице числится лишь один более или менее известный публике человек. Это бывший близкий соратник Зюганова, экс-депутат Думы и кандидат в президенты Алексей Подберезкин.

Зато состав “интеллектуальной команды”, которая “помогает” Дмитрию Анатольевичу на неофициальном уровне, напротив, прямо-таки пестрит известными фамилиями. Называются, например, имена Александра Волошина, Михаила Лесина, Константина Эрнста, Глеба Павловского, других известных в мире политики и журналистики людей... Еще один штрих. Реально всеми контактами первого вице с прессой и освещением его деятельности занимается Кремль.

Результаты деятельности всей этой команды были очевидны уже во время последних телевыступлений первого вице. Внимательные телезрители могли заметить, что с Дмитрием Анатольевичем поработали профессионалы. И выглядел, и говорил шеф нацпроектов совсем по-другому, чем раньше.

Все это, конечно, не означает, что в 2008 году ВВП обязательно сменит именно Медведев. Как заметил мне Андерс Ослунд: “Я не думаю, что Путин уже принял окончательное решение. Политики обычно хотят сохранять свободу выбора до самого конца, чтобы не превратиться в “хромых уток” и сохранить лояльность тех, кто не был выбран. Скорее всего у Путина есть несколько альтернативных сценариев”. Этот прогноз звучит более чем логично. Но с позиций сегодняшнего дня “вариант Медведева” — это один из самых вероятных путинских альтернативных сценариев.

Не подлежит сомнению и то, что в случае принятия соответствующего решения ВВП без особых проблем протащит Медведева в свои сменщики. На днях произошел очередной эпизод, в карикатурной форме показывающий гипертрофированное значение первого лица в системе нашей власти. Путин решил вдруг не посещать концерт в честь Дня милиции. И первые два ряда кресел перед сценой остались пустыми. На них сидели лишь глава МВД Рашид Нургалиев в компании Сергея Собянина да несколько второстепенных чиновников вроде министра культуры Соколова и главы фельдъегерской службы.

Скорее всего политэлита по крайней мере с внешней безропотностью примет любой выбор президента. Что же до простой публики, то, по данным Левада-центра, в октябре 37% россиян проголосовали бы за абсолютно любого кандидата, предложенного ВВП. А еще 36% сделали бы свой выбор “в зависимости от обстоятельств”.

Итак, вопрос, сможет ли Медведев стать президентом России, не стоит. Все в элите сейчас ломают голову над совсем другим вопросом: обладает ли Дмитрий Анатольевич качествами, которые требуются от лидера самой большой по территории страны мира?

В качестве шефа нацпроектов Медведев в очередной раз показал себя предельно добросовестным исполнителем поручений сверху. Но первому лицу требуются совсем другие качества: стратегическое видение, умение создавать команду и заставить ее работать, способность самостоятельно и быстро принимать жесткие решения... Есть ли все это у первого вице? По мнению очень многих, за год работы в правительстве Медведев этого пока не продемонстрировал.

Согласно сторонникам шефа нацпроектов этот факт не должен никого вводить в заблуждение. “Медведев — это человек-функция, — сказал мне один из таких людей. — Путин выбрал его именно потому, что он принципиально не создает собственную команду и четко выполняет все поручения от и до. Сегодня от Медведева требуется демонстрация именно этих качеств. Если завтра потребуется другое, он это тоже сможет”.

Очень хотелось бы в это верить. Ведь, как уже не раз писал “МК”, вариант зицпреемника с Путиным, продолжающим оказывать решающее влияние на политику с какой-то другой должности, для России не очень-то подходит. И дело даже не в том, что он слабореализуем в нашей стране. Если на то будет воля Владимира Владимировича, попытка соорудить что-то подобное вполне может быть предпринята.

Но мировое экономическое и политическое соревнование ужесточается. Даже для того чтобы сохранить свое нынешнее место в мире, России предстоит жесткая борьба без всяких твердых гарантий успеха. Чтобы не проиграть в этой борьбе, стране нужна конкурентоспособная и современная система руководства. Вариант с зицпреемником под это определение вряд ли подходит. Не равняться же нам на Ливию Муамара Каддафи! Или, не дай бог, на Иран, в котором высшая власть принадлежит не всенародно избранному президенту Ахмадинежаду, а верховному духовному лидеру Хаменеи!

Вывод очевиден. Если Медведев победит в гонке преемников, ему придется измениться и показать, что он способен быть не только добросовестным исполнителем, но и ярким лидером. Способен ли на это Дмитрий Анатольевич?

Теоретически положительный ответ на этот вопрос отнюдь не исключен. Сегодня это уже успело забыться. Но в августе 1999 года объявление Путина официальным наследником вызвало в элите истерический смех. Даже после того как ВВП просидел в кресле президента не один месяц, многие политигроки типа Березовского, Гусинского и Ходорковского считали его не способным на решительные действия слабаком...

Дискуссию на эту тему можно продолжать и продолжать. С одной стороны, Путин в отличие от Медведева уже в первые месяцы после своего превращения в официального престолонаследника стряхнул с себя имидж безликого аппаратчика и стал показывать бойцовские качества. Но с другой — в отличие от Путина в августе 1999 года Медведева официальным преемником еще никто не объявлял.

Одним словом, широчайший простор для размышлений. Но, увы, окончательный ответ на вопрос о наличии у наиболее вероятного преемника ВВП лидерских качеств мы получим лишь после смены караула в Кремле.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру