Вертикаль власти прогнулась — там, где на карте РФ расположен Татарстан. Владимир Путин предложил Госдуме узаконить новый, эксклюзивный договор о разграничении полномочий между РФ и вотчиной Минтимера Шаймиева. А сколько было разговоров о “конце договорной Федерации а-ля Борис Ельцин”!..
В начале 90-х, пользуясь слабостью федерального центра и подхватив предложение Б.Н.: “Берите столько суверенитета, сколько хотите”, — Татарстан первым из российских регионов заключил особый договор о разграничении полномочий с Федерацией. За Татарстаном потянулись и другие нацреспублики… Но в 2003-м, когда строительство путинской вертикали шло полным ходом, был принят закон, который отводил всем этим договорам два года жизни. Впрочем, заключать новые не запретили — лишь прописали новую, более сложную процедуру их появления (срок действия — не больше 10 лет, обязательное утверждение парламентом). А из Кремля без конца поступали сигналы: “Больше договоров не будет, хватит”. То есть теоретически полномочия должны были разграничиваться только Конституцией и другими законами.
Но, оказывается, в России до сих пор действует правило “все регионы равны, но некоторые равнее других”. Конечно, внесенный президентом в Госдуму текст нового Договора с Татарстаном и текст Договора 1994 года — как небо и земля. В 1994-м республика записала за собой право “решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами”, право самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, создавать свой Национальный банк и осуществлять помилование осужденных. Теперь Кремль согласился лишь с тем, что порядок “использования и охраны” земли, недр и других природных ресурсов на территории Татарстана “будет определяться особыми соглашениями органов власти региона и Центра”. При этом в других-то регионах месторождениями нефти и газа ведает федеральный центр…
Еще договор закрепляет практику вкладышей на татарском языке в российские паспорта, выдаваемые в республике, и обязательное требование к кандидату на пост президента Татарстана — знать не только русский, но и татарский язык.
История появления Договора в Госдуме таинственна. Контролируемые государством федеральные СМИ почему-то не сообщили россиянам, что 28 октября Госсовет Татарстана одобрил текст договора. А если и сообщили, то так, что никто и не заметил… Перед внесением в Госдуму договор должны были подписать Шаймиев и Путин. Но официальный сайт Кремля о столь важном событии умалчивает. Что там! Даже на тексте договора, присланного в Думу, вместо даты подписания — пробел…
Дальнейшее развитие событий предсказать не трудно: следующим субъектом Федерации, который заключит договор с Центром, станет Чечня. Остается немного подождать, и мы узнаем, что удалось выторговать у Кремля Рамзану Кадырову.
А там, в преддверии критических для власти выборов 2007/08 года, за договорами могут потянуться и другие национальные республики…