Хиллари не Билл

С ней Кремлю не задружиться?

Все хуже, и хуже, и хуже — так будут развиваться отношения между Москвой и Вашингтоном в результате сокрушительного поражения партии Буша на выборах в конгресс. Даже до выборного фиаско республиканцев эти отношения стремительно катились под гору. Теперь этот процесс убыстрится еще больше. Впрочем, некоторые отрасли российской экономики от этого могут только выиграть.


Каждая смена власти в Америке обязательно вызывает в Москве состояние, близкое к панике. Все эксперты в один голос твердят, что бывшая оппозиция в случае своей победы обязательно ужесточит “мягкий” курс прежней партии власти по отношению к Кремлю. Через некоторое время вдруг выясняется, что и с новыми хозяевами Вашингтона, оказывается, можно находить общий язык. И с тех пор в Москве начинают бояться нового передела американской власти. Так было, например, после избрания Клинтона президентом в 1992 году и после победы Буша в 2000 году.

В обоих случаях эти ожидания скорее не оправдались. Дружба Ельцина с его “другом Биллом” вошла в легенды. А тесные отношения вице-президента Альберта Гора и Черномырдина даже использовались врагами клинтоновского зама, чтобы помешать ему выиграть президентские выборы. Точно так же Буш после краткого периода застоя в отношениях между Москвой и Вашингтоном в 2001 году “заглянул Путину в душу” и обрадовался результату.

Но на сей раз мрачные прогнозы выглядят несравненно более реалистичными. Конечно, для начала надо четко понять, что тема России ни для кого в американской столице не является сейчас сверхприоритетной. Кроме подготовки к президентским выборам 2008 года центральной темой станет пересмотр линии Вашингтона в Ираке. Политика Буша, Рамсфельда и Чейни, укладывающаяся в формулу “война до победного конца”, полностью дискредитирована. Но внятной альтернативы ей пока никто не предложил. Крайне болезненной остается и проблема Ирана.

Однако надеяться на то, что в суматохе в Вашингтоне забудут о необходимости показывать кузькину мать Москве, не приходится. Если о говорить о сути американской стратегии по отношению к бывшему СССР, то у республиканцев и демократов нет особых разногласий. Необходимость ослабления влияния Кремля в СНГ, строительство сети нефте- и газопроводов в обход России, прием в НАТО государств вроде Украины и Грузии — все эти цели вызывают одинаковый восторг как у республиканца, вице-президента Дика Чейни, так и у сенатора-демократа Хиллари Клинтон. Причем любовь к Саакашвили у Хиллари будет посильнее, чем у Чейни. Потенциальный кандидат в президенты 2008 года однажды высказывалась в том духе, что неплохо бы дать грузинскому красавцу Нобелевскую премию мира.

Но между двумя партиями, естественно, есть и различия. В устах прагматика Чейни упреки Путина в “недемократичности” звучали скорее лицемерно. В Кремле их воспринимали скорее как завуалированные требования уступок по спорным вопросам вроде Ирана и Грузии. Но с демократами сложнее. Они, конечно, тоже не витающие в облаках идеалисты, но к проблемам демократии и авторитаризма относятся гораздо более серьезно.

В отличие от нашей Думы конгресс может не только лаять, но и кусаться. Например, он может торпедировать соглашение о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Многие российские промышленники этому только обрадуются. Присоединение к ВТО выгодно лишь отдельным группам вроде металлургов и экспортеров готовых товаров.

Но стране в целом дальнейшее ухудшение отношений с Америкой ничего хорошего не сулит. Мы и так уже балансируем на опасной черте. Устрой, скажем, отмороженный грузинский министр обороны Окруашвили какую-нибудь заварушку в Абхазии и Южной Осетии. И Москве и Вашингтону придется сильно постараться, чтобы избежать лобового столкновения.


Согласно информированному собеседнику “МК” из структур российской власти, вполне реальные шансы стать новым председателем международного комитета палаты представителей имеет конгрессмен от Сан-Франциско Том Лантос. Лантос известен своим интересом к России и тесными связями со структурами, близкими к заклятому врагу нашей нынешней власти Леониду Невзлину. А вот сторонник налаживания тесных связей с официальной Москвой конгрессмен Курт Уэлдон в новый состав парламента, напротив, не попал.


Мнения экспертов

Андерс Ослунд, ведущий американский эксперт по России, старший научный сотрудник Института международной экономики, Вашингтон:

— Выборы в конгресс при любом их результате обострили бы отношения между Россией и США. Но победа демократов делает ситуацию еще более тяжелой. Конгресс займет гораздо более жесткую позицию по отношению к России. Демократы будут использовать парламентские слушания для критики очень мягкой политики Буша на этом направлении... Председатель комитета палаты представителей по международным делам Генри Хайд вышел на пенсию. Новый, более амбициозный председатель будет вести себя гораздо более активно, чем уставший и пассивный Хайд.

Владимир Филин, эксперт Института проблем глобализации, Москва:

— Даже если правительства России и США договорятся о нашем вступлении во Всемирную торговую организацию, контролируемая демократами палата представителей конгресса это соглашение не ратифицирует. Это вызовет резкую реакцию в Кремле. Россия может отказаться от целого ряда действующих соглашений, достигнутых в рамках переговоров о нашем вступлении в ВТО. Например, американцев могут лишить льгот на экспорт мяса птицы. Это, в свою очередь, вызовет крайнее недовольство в Вашингтоне. Ведь цена вопроса — около 1 миллиарда долларов. Все может начать развиваться по спирали: каждое действие одной стороны будет вызывать ответные меры другой.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру