Как далеко может зайти конфронтация между Россией и Грузией? Неужели то, что еще вчера казалось сценами из придурковатых политических триллеров, завтра может стать реальностью? Большинство россиян и грузин, похоже, окончательно запутались и уже ни в чем не уверены.
ЦИТАТЫ ДНЯ
Российский политик Михаил МАРГЕЛОВ:
“Военное столкновение между Россией и Грузией невозможно”
Грузинский политик Зураб ТЕКАДЗЕ:
“У нас страной управляют США, народ это правительство не очень-то любит”
В 1946 году Уинстон Черчилль возвестил, что между советским блоком и Западом опустился железный занавес. В 2006 году у многих возникло ощущение, что новый железный занавес пропорол живую ткань уже внутри бывшего Советского Союза. Долго ли он еще провисит между Россией и Грузией?
Глава Международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов принадлежит к числу людей, наиболее информированных о пружинах нашей внешней политики. Кроме своих обязанностей в сенате он исполняет еще и функцию связника между Москвой и верхушкой республиканской партии США.
— Михаил Витальевич, есть ли хоть крошечный шанс, что между Грузией и Россией произойдет военное столкновение?
— Военное столкновение между Россией и Грузией невозможно. Саакашвили прекрасно понимает, что Россия никогда не будет воевать против грузинского народа. Поэтому, осознавая нереальность такого конфликта, грузинский президент и резвится по полной программе.
— И все-таки Саакашвили, конечно, надо наказать. Но не перегнули ли мы палку со своей жесткой реакцией?
— Я бы не сказал, что Россия была чрезмерно жесткой. Кроме того, наказывать кого-то — это не наш метод решения внешнеполитических проблем. К Грузии мы в свое время продемонстрировали абсолютно не имперский подход во внешней политике. Это было и тогда, когда “революция роз” свергала Шеварднадзе. И тогда, когда Тбилиси противостоял правящей тогда в Аджарии администрации Аслана Абашидзе. В обоих случаях мы посылали туда не танки, а высокопоставленного чиновника Игоря Иванова.
— Цель Саакашвили — по максимуму оторвать Грузию от России. Не получится ли так, что, введя санкции против Грузии, мы поможем ему достичь этой цели?
— Цели Саакашвили и его клики очень разноплановы. Это и нагнетание истерики перед местными муниципальными выборами, и “задел” на грядущие через два года президентские выборы в Грузии. Не надо забывать, что Саакашвили пришел к власти под лозунгом: “Я верну Грузии утраченные территории!” Вернуть не получилось. А если реальных результатов нет, надо показать процесс и получить от него удовольствие. Все как в песне у Земфиры: “Не взлетим, так поплаваем!”
Еще одна цель Саакашвили — вступление в НАТО. Он почему-то считает, что в штаб-квартире блока в Брюсселе понравится его конфронтационный подход в отношении Москвы. Странно. Из Брюсселя нас последние 15 лет постоянно заверяют в том, что блок НАТО не намерен противостоять России ни сегодня, ни завтра. Налицо неадекватность мер и методов г-на Саакашвили в достижении поставленных им задач.
Не надо забывать еще об одном. Хотя страна и стала членом Всемирной торговой организации, с экономикой в Грузии все по-прежнему безрадостно. Значит, надо отвлечь внимание избирателей от экономики и социальных проблем. Ничего более удобного, чем найти внешнего врага, в такой ситуации придумать нельзя.
— Россия заявляет, что мы конфликтуем не с грузинским народом, а с Саакашвили. Но можно ли отделять одно от другого? Ведь за президента проголосовало абсолютное большинство избирателей...
— 96% голосов, поданных на выборах за Саакашвили и его партию, — вполне логичный постреволюционный результат голосования. С того времени прошло уже два года. До следующих выборов главы государства осталось еще два. Но мне почему-то кажется: если бы грузинский президент был уверен в стабильности своего рейтинга, ему не надо было бы прибегать к столь срочным и экстравагантным мерам для его поддержания.
— Как долго может длиться транспортная блокада Грузии? И что с точки зрения России является главным условием ее отмены?
— Простите, но блокада — это тотальное перекрытие транспортных путей. Грузия продолжает транспортное сообщение с другими государствами. Поэтому ни о какой блокаде не может быть и речи. Правильнее говорить о том, что Россия прекратила с Грузией транспортное сообщение.
Ударит ли это по нашим экономическим интересам? Думаю, что нет. С точки зрения экономики значение Грузии для России в рамках арифметической погрешности. Ударит ли это по грузинским экономическим интересам? Это все вопросы, на которые Саакашвили придется ответить во время предстоящей предвыборной кампании: почему? как? как мы дошли до жизни такой?
— Почему вы уверены, что введенные Россией экономические санкции окажутся эффективными? Ведь у Саакашвили есть мощный спонсор — США.
— США никогда не были мощным экономическим спонсором Грузии. Американцы финансировали лишь некоторые проекты энергетического и гуманитарного характера, а также ряд проектов в сфере безопасности. Брать на себя экономическую ответственность за режим Саакашвили Америка не пыталась. Не должны брать на себя такую ответственность и мы.
Если Саакашвили, начиная всю эту историю, рассчитывал ее последствия, то у него, наверное, имеются некие изящные домашние заготовки экономического плана. Я уверен, что эти заготовки позволят ему накормить пятью хлебами количество страждущих, соответствующее населению Грузии.
— В Москве начали войну с грузинской оргпреступностью, и это прекрасно. Но почему для этого потребовался межгосударственный конфликт?
— Гром не грянет, мужик не перекрестится. Если говорить о нашем менталитете, то в России за последнюю тысячу лет ничего не поменялось. Мы долго запрягаем, но быстро ездим. Хорошо, что поехали в правильном направлении.
— США предложили России и Грузии свои услуги посредника в разрешении конфликта. Стоит ли нам принять такое предложение? И может ли играть роль посредника держава, которая фактически стоит за одной из ссорящихся сторон?
— Любое мирное политическое и разумное разрешение конфликта нам на пользу. Другое дело, что, предлагая свои посреднические услуги, американцы дают нам понять: видимо, у них имеются некие рычаги воздействия на Саакашвили, о которых нам раньше не рассказывали. Если так, то почему наши партнеры по международной антитеррористической коалиции — США — не сказали нам что-то настолько важное? Забыли? Не сочли существенным? Хорошо бы получить ответы на эти вопросы.
— Некоторые эксперты считают, что одна из причин кризиса — отсутствие у России четкой политики в отношении Абхазии и Южной Осетии. Вы согласны?
— В России есть главное, то, что позволяет нам выстраивать политику в отношении Грузии в частности и Кавказа в целом. Это неоднократно декларировавшаяся на всех уровнях позиция: нам необходимо дружественное или, по крайней мере, нейтральное окружение на наших ближних и дальних подступах по всей линии нашей границы. Конфронтации с грузинами мы не хотим. Саакашвили приходит и уходит, а великий грузинский народ остается.
— Есть мнение, что России стоит признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Что вы об этом думаете?
— Мы верны своим международным обязательствам. Это касается и безусловного вывода российских военных баз с территории Грузии. Это касается и признания принципа нерушимости границ в Европе. Мы неоднократно говорили и доказывали делом, что уважаем территориальную целостность всех государств и особенно наших соседей.
ЧЕЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСНЕЕ?
Святой Георгий считается покровителем Грузии, которая, кстати, на латинском так и звучит: Georgia, то есть “страна Георгия”. Утверждают, что любовь к Георгию Победоносцу Грузии привила Святая Нино, просветительница. Она была родственницей Святого Георгия Победоносца, особо почитала его и завещала любить его стране, которую обратила в христианство.
В средние века в разных уголках страны во имя Святого Георгия было возведено 365 молелен, по числу дней в году.
Святым небесным покровителем государства Российского и Москвы Георгия Победоносца сделал еще Юрий Долгорукий. Святого Георгия не просто почитали на Руси. Это почитание было неотъемлемой частью русской культуры до 1917 г. В его честь создавались храмы и монастыри, отмечался праздник Георгия Победоносца.
АНЕКДОТ ДНЯ
Вчера в центре Москвы в ходе проведенной милицией спецоперации за подозрительную связь с Грузией арестован памятник Петру I работы Зураба Церетели.