“Продается аттракцион “Тарзанка”. Сделано в Китае. Б/у. Дешево”. Подобные объявления встретишь в рекламных изданиях не часто. Как правило, такую продукцию раскупают мгновенно. В провинции руководству любого развлекательного парка отдыха престижно иметь на своей территории смертельное сооружение. Да и народ, охочий до экстрима, никогда не упустит возможности сигануть со 100-метровой вышки головой вниз. Однако в столичном ЦПКиО три года назад отказались от такой конструкции.
Руслан Шабанов, отработавший на московской “Тарзанке” ровно десять лет, согласился поведать “МК”, почему на аттракционах гибнут люди, как уговорить клиента совершить прыжок и какие последствия могут ожидать смельчаков, которые хоть раз в жизни прыгали с “Тарзанки”.
— Первая “Тарзанка” появилась в Москве в начале 90-х, — начал рассказ Руслан Шабанов. — Один предприимчивый товарищ съездил в Таиланд, там сиганул с вышки, получил заряд адреналина и загорелся идеей установить подобное сооружение в Москве. То, что этот аттракцион принесет кучу денег, он не сомневался. Ведь в то время в столичных парках кроме допотопных каруселей и “Колеса обозрения” больше ничего не существовало. Насколько я знаю, тот парень приобрел списанную конструкцию в Чехии, пригласил иностранных специалистов, чтобы те проинструктировали работников аттракциона…
Именно в то время в России наступил расцвет аттракционного бизнеса. Находчивые предприниматели начали гастролировать по российской глубинке с заморскими “Луна-парками”. Так на смену отечественным качелям-каруселям пришли знаменитые во всем мире “Американские горки”, “Ковры-самолеты” и “Тарзанки”. Организаторы этих развлекательных компаний надеялись сорвать приличный куш. И не прогадали. Никто из тех смельчаков не подозревал, что за собственные деньги они подвергали себя смертельной опасности. Ведь практически все аттракционы были приобретены за границей за бесценок, поскольку давно отслужили свой срок и проходили по категории “списанный товар”. Приобретать же новые конструкции для России оказалось весьма невыгодно. Например, стоимость “свежей” “Тарзанки” составляет порядка 120 тысяч долларов. Отбить подобную сумму в российской провинции невозможно. Люди не станут выкладывать 10—15 баксов за трехминутное удовольствие. А именно такая цена аттракциона могла бы за два года окупить продукцию.
— Все аттракционы иностранного производства ремонтировали обыкновенные слесари. У заморских каруселей инструкции по эксплуатации на русском языке отсутствовали. Естественно, не существовало ГОСТов, в которых были бы прописаны сроки эксплуатации аттракционов, порядок их проверки и ответственность фирм, предлагающих гражданам прокатиться, — продолжает Руслан. — За “Тарзанкой” первые два года тщательно следили иностранцы. Для работы на этом аттракционе набирали физически подготовленных людей. Также уделяли особое внимание внешним данным — симпатичным ребятам было проще заманить клиента. Я на тот момент учился в физкультурном институте и никогда не занимался подобным бизнесом. Естественно, определить на глаз неисправность сооружения не мог.
— Сколько платили за работу?
— Конечно, мы получали гораздо больше, чем смотрительницы “Колеса обозрения”. Наш аттракцион пользовался бешеной популярностью среди посетителей парка культуры. На протяжении трех лет к “Тарзанке” выстраивались гигантские очереди, притом что стоимость одного прыжка составляла 100 долларов. Работали до последнего клиента. Домой возвращались далеко за полночь. Помимо официальной зарплаты мы получали приличные деньги за сутки. Наш заработок зависел от количества прыжков. Но каждый третий желающий получить порцию адреналина, поднявшись наверх, готов был тут же спуститься обратно. В этой ситуации нам приходилось перевоплощаться в психологов. Упустить клиента означало для нас потерять деньги. Действовали мы хитро. Например, перепуганный человек стоит уже прикрепленный к тросу на краю крана и ни за что не желает отпускать перила. Тогда я брал его за руки и начинал спокойно внушать: “Не бойся, отпусти руки, все закончится очень быстро”. Человек доверялся мне, расслаблял руки, и в этот момент я резко толкал его вниз.
— Но от неожиданности у того человека могло остановиться сердце?
— Перед тем как совершить прыжок, клиент обязан был поставить свою подпись в расписке, где говорилось, что мы не несем ответственности за его физическое состояние во время прыжка. Мы ведь не могли проверять медкарту каждого человека. Та бумажка была так грамотно составлена, что мы практически ни за что не несли ответственности. Мне приходилось слышать жуткие истории от моих коллег. Например, один молодой человек после прыжка с “Тарзанки” стал заикаться, у кого-то начались нервные тики, а одна девушка и вовсе на время лишилась дара речи.
Но самое страшное — практически все, кто прошел испытания “Тарзанкой”, являлись потенциальными инсультниками. По словам врачей, если человека привязывают за ноги эластичным тросом и сбрасывают с высоты вниз головой, кровь приливает в мозг настолько резко, что происходит микроинсульт. После аттракциона он, конечно, встанет и пойдет, но спустя десять лет может понервничать, и произойдет кровоизлияние. Именно по этой причине “Тарзанки” запрещены во многих европейских странах.
— На вашей практике случались экстренные случаи?
— Однажды вокруг человека обвился канат. Мы успели быстро спустить того парня. На теле остались лишь синяки и гематомы. Тот товарищ отделался легко. Ведь если бы канат сковал его в области шеи — наша помощь могла уже не понадобиться. А был эпизод, когда наши ребята перепутали канаты — и к тросу, который предназначен для маленького веса, пристегнули здоровенного 100-килограммового мужика. Канат, слава богу, выдержал, но мужик, вместо того чтобы пролететь над водой, погрузился на два метра в грязный водоем. От удара о воду на его теле выступили небольшие синяки. Хорошо, он вовремя сориентировался, иначе мог бы захлебнуться.
— Вы помните тот момент, когда во время прыжка разбился 20-летний парень?
— К тому времени я уже уволился. Но в тот день находился в парке культуры. Трагедия произошла на моих глазах. Тот парень работал на соседнем аттракционе. Помню, позже в газетах проходила информация, что причиной смерти явились неполадки аттракциона, мол, не выдержало одно из металлических креплений конструкций. На самом деле ходили слухи, что карабин просто не был застегнут. В итоге молодой человек прыгнул, первый раз подлетел, а затем разъединился с привязной системой. Я надеюсь, он не успел осознать, что произошло. Семье погибшего выплатили компенсацию. Тогда еще ходили разговоры, что если бы тот парень прыгал не на асфальт — именно там располагалась вторая “Тарзанка”, — а в воду, то у него были бы шансы спастись. Хотя я сомневаюсь. Высота падения составляла порядка 60 метров. Да и к тому же дно пруда завалено ржавыми деталями от каруселей. Помню, как-то ночью один смельчак пробрался на территорию парка, залез на “Тарзанку” и маханул вниз. Утром спасатели выловили труп. Он разбился как раз об эти выброшенные детали.
— Неужели все работники опасных аттракционов безалаберно относятся к своим обязанностям?
— Не могу отвечать за всех, но, когда нам платили хорошие деньги, мы ответственно подходили к своей работе. К тому времени, когда произошла трагедия, “Тарзанка” уже перестала приносить доход. Стоимость удовольствия снизилась до 50 долларов. Соответственно, у сотрудников аттракциона заметно сократились зарплаты. И люди стали более равнодушно относиться к работе. Например, если первые три года за нами следили иностранные специалисты, конструкцию ежемесячно проверяли, то со временем ничего этого не осталось. И я не удивляюсь, что новые сотрудники “Тарзанки” во время подготовки клиента к прыжку могли забыть пристегнуть что угодно.
— Сам-то ты не боялся прыгать?
— Первый раз нас обязали прыгать. Сказали, что каждый работник “Тарзанки” должен на себе испытать конструкцию. А затем я прыгал сотни раз. Однажды даже втроем сиганули. Дураки были, о последствиях не задумывались. Зато после смерти того молодого человека я раз и навсегда зарекся прыгать с вышки.
— А забавные случаи происходили?
— Однажды прыгал священник в рясе. Ничто человеческое ему оказалось не чуждо. А как-то пришел мужчина. Со стороны — настоящий бомж. В руке держал обыкновенный полиэтиленовый пакет. “У вас деньги-то есть?” — на всякий случай поинтересовались мы. В этот момент он вытащил из пакета котлету зелени: “На все”. Тот мужик совершил около десяти прыжков, а на чаевые оставил нам порядка “штуки” долларов. Неприятный инцидент произошел с полковником милиции, который забыл снять с шеи золотую килограммовую цепочку. Во время прыжка украшение упало в воду. Так целую неделю специально нанятые водолазы шерстили пруд в поисках той цепи. Со временем, когда народ перестал приходить на аттракцион, мы начали приглашать девчонок, которые бесплатно прыгали голышом. Таким образом заманивали народ. А еще у нас существовали строгие правила — пьяных старались не пускать, не работали в день ВДВ и закрывали “Тарзанку” на зиму — резина не выдерживала сильных морозов.
После произошедшей трагедии в июне 2003 года руководство ЦПКиО приняло решение закрыть аттракцион на территории зоны отдыха. Сотрудники фирмы, которым принадлежала конструкция, продолжили эксплуатацию роковой “Тарзанки”. Правда, уже в другом городе…