Сотрудники спецслужб, одетые в черную форму. Оппозиционеры и оппозиционерки в наручниках. Что-то все это напоминает...
В Грузии продолжаются аресты, связанные с делом о попытке вооруженного захвата власти, в которой обвиняются сторонники экс-министра госбезопасности Игоря Гиоргадзе. Задержан бывший подчиненный Гиоргадзе Александр Чумбуридзе. Глава грузинского МВД Вано Мерабишвили утверждает: тот пытался взорвать центральный офис правящей партии “Единое национальное движение” при помощи “коктейля Молотова” и 0,5 кг тротила. “У вас что, наступил 1937 год?” — спросил корреспондент “МК” у главного редактора влиятельной грузинской оппозиционной газеты. “Он у нас уже давно наступил, просто до сих пор вы этого не замечали”, — ответил тот.
Виновной уже назначена Россия, точнее — ее “определенные силы”. Президент Саакашвили сообщил, что эти “силы” подготовили не менее трех планов развала Грузии. А МВД представило общественности доказательства заговора. Во-первых, двое неизвестных, снятых со спины, рассказали о тайной встрече 4 мая, на которой сторонники Гиоргадзе якобы разработали план военного переворота. Во-вторых, показали снятую оператором МВД выемку оружия из подвала дома, в котором живет руководитель молодежной организации партии “Справедливость” Кахабер Кантария. Доказательств того, что положил это оружие в подвал именно Кантария, представлено не было. Наконец, показали, как из квартиры сопредседателя “Справедливости” Майи Топуриа изымают 39 тысяч долларов. Саакашвили должно быть хорошо известно, что 39 тысяч долларов не хватит на переворот. “Революция роз”, в результате которой он сам пришел к власти, обошлась американским спонсорам в миллионы долларов. Нелепой представляется и версия следствия о том, что планы по свержению власти обсуждались в офисе партии “Справедливость”, который находится в двух минутах ходьбы от парламента и наверняка прослушивается специальной аппаратурой. Тем более что среди руководителей партии есть бывшие сотрудники спецслужб, которые никогда не стали бы обсуждать такие темы в столь засвеченном месте.
Самым неприятным сюрпризом для оппозиции стало поведение Майи Николейшвили, лидера организации “АнтиСорос”. Она была освобождена из заключения под смехотворный залог в 5 тысяч долларов после того, как согласилась “сотрудничать со следствием”. На суде зачитали ее показания о той самой встрече 4 мая, в которых она назвала имена ее участников. В частности, главу фонда Гиоргадзе Ирину Саришвили. Сама Николейшвили не сказала ни слова ни на суде, ни после журналистам.
— Это лжесвидетельство, — сказала “МК” по телефону Ирина Саришвили. — Неизвестно, что заставило ее так поступить. Она не отвечает на звонки, не встречается с журналистами. Не думаю, что ее пытали. Сомнений в том, что она действительно дала такие показания, к сожалению, нет — по ТВ показали, как она произносит этот текст. Видимо, снимал оператор МВД. Встречи 4 мая, разумеется, не было. У двоих якобы участников этой встречи есть алиби — в частности, Темур Жоржолиани, глава монархистов, лежал в это время в больнице с сердечным приступом.
Саму Саришвили пока не задержали, хотя это ее вовсе не радует:
— Меня предупредили, чтобы я была начеку — могу попасть в автокатастрофу. Под моим балконом день и ночь дежурят пять машин. Возможно, ждут, когда на контакт со мной выйдет какая-то более серьезная фигура. Ожидается новая волна арестов.
Кое-кто в Грузии полагает, что Николейшвили была в оппозиции просто “засланным казачком” от правительства. Ее муж работает в прокуратуре, сама она работала вместе с Саакашвили, когда тот был министром юстиции, близко его знает. Правда, в разговоре с корреспондентом “МК” отзывалась о нем как о психически больном человеке. Забавно, что лидер движения “АнтиСорос” сама в свое время получала гранты Сороса. В любом случае то, что происходит, напоминает самые мрачные времена тоталитаризма: стукачи, “прослушка”, “наружка”, методы вербовки из арсенала 5-го управления КГБ СССР (“антидиссидентского”, если кто не помнит). И все это — с молчаливого одобрения “вашингтонского обкома”, чья высочайшая санкция на разгром пророссийской оппозиции скорее всего была Саакашвили получена.