Догнать и перегнать Туркменбаши. Такой целью, похоже, озаботился старший зять президента Казахстана, первый замминистра иностранных дел Рахат Алиев. На излете минувшей недели муж дочери Назарбаева Дариги предложил подумать о преобразовании Казахстана в монархию. Напомним, что даже туркмен Ниязов пока довольствуется титулом пожизненного президента.
“Давайте наконец перестанем скрывать от самих себя, что реально наше общество построено на родовой системе... Безликое “большинство” право далеко не всегда... Республиканская форма правления не оберегает народы ни от диктатуры, ни от путчей, ни от коррупции... Если же мы посмотрим, какая политическая система добилась безусловных успехов в построении стабильного демократического общества, то первой в списке, как это ни странно, окажется… монархия... Именно монарх может гарантировать обществу стабильность на протяжении долгого исторического отрезка — роскошь, которой нет у президентов”. Это лишь некоторые пассажи статьи, с которой выступил обладающий огромным влиянием в республике зять президента.
При всей экзотичности этой идеи ее трудно назвать совсем уж неожиданной. В прошлом декабре Нурсултан Назарбаев в очередной раз с триумфом переизбрался на очередной семилетний срок. Причем даже независимые наблюдатели признают: если подтасовки на этих выборах и были, то их влияние было минимальным. Но Нурсултан Абишевич уже далеко не молод. И казахстанская политэлита сейчас одержима вопросом: когда и как именно будет проходить смена власти? И как будет решена проблема сохранения собственности, нажитой при прежнем руководстве? Особенно этим озабочен Рахат Алиев. Ведь он может потерять больше всех.
Все три дочери Нурсултана Назарбаева — замужем за бывшими или нынешними бизнесменами. Но президентские зятья ведут себя по-разному. Супруг младшенькой Алии Данияр Хасенов в олигархических играх пока особо не замечен. Муж средней дочери Динары Тимур Кулибаев, напротив, один из самых влиятельных в республике людей. Сейчас он возглавляет крупнейшую национальную корпорацию “Казмунайгаз”. Но Тимур держит себя подчеркнуто незаметно и обладает довольно скромным количеством врагов.
Бывший первый зампред Комитета нацбезопасности Рахат — полная противоположность этим тихоням. Сын бывшего министра здравоохранения и хирург по первой специальности, он в 90-х годах сделал карьеру сначала в бизнесе, а затем и в силовых структурах. Согласно многочисленным врагам Алиева, из всех методов ведения дел он предпочитает жесточайшее давление. В 2001 году это даже спровоцировало мощный политический кризис в Казахстане. Протестуя против “беспредела” Рахата, целая группа видных чиновников и бизнесменов ушла в оппозицию Назарбаеву. Рахата после этого тоже отправили в ссылку — послом в Австрию. Но вскоре он вернулся...
Супружеская чета Рахат—Дарига никогда особо не скрывала своих властных амбиций. Неясно было лишь, кто именно будет претендовать на роль преемника Назарбаева: сам Рахат или владелица большинства крупнейших СМИ Казахстана, депутат парламента Дарига. В своей статье Рахат так и не дал ответа на этот вопрос. Он с одинаковым усердием хвалил и британку Елизавету II, и испанца Хуана Карлоса.
Впрочем, скорее всего, до осуществления мечты этого семейства дело все же не дойдет. Казахстан — это страна с уже достаточно зрелой элитой. Попадать под пяту “хана” Рахата большинству не хочется. Даже сам Назарбаев недавно озаботился ограничением влияния своих родственников. С подачи президента новый министр информации Ермухамет Ертысбаев принялся за планомерное разрушение медиахолдинга Дариги. Кроме того, легализацию “родовой системы” будет довольно сложно объяснить русскоязычному населению и Западу.
Но предложение восстановить в Казахстане султанат — это важный симптом. Война в элите из-за проблемы преемственности власти дошла до такого накала, что в ход идут даже такие идеи. В России, кстати, эта проблема тоже стоит. Интересно, кто первым предложит объявить Путина императором Владимиром?..