Помню, года три назад мы разговаривали с вице-президентом бразильского “Коринтианса” Томасом Лико Мартином. И он отметил, что практически всех футболистов у них зовут не по именам, а по прозвищам. Причем с улыбкой обратил внимание на острую на язык торсиду, подмечающую всю игроцкую и человеческую сущность футболиста...
— Вот Роналдо, — говорил мой собеседник, — для фанов не просто Зубастик, но и Феномен. Такое прозвище нужно было заслужить. А как досталось Эдмундо? Потрясающе одаренный игрок, зарекомендовал себя не только как выдающийся форвард, но и как крайне неуравновешенный товарищ. Сидит себе нападающий в кругу знакомых в ресторане, и тут ни с того ни с сего — бац проходящему стулом по голове. За что, спросите? Никто не знает. Может, посмотрели на него не так. За это и приклеилось к нему навсегда прозвище Скотина.
Вот и на российских футбольных полях кого только не повстречаешь: Лось, Алень, Гусь... Зоопарк, да и только. А если серьезно, то без этого в футболе никуда. Представьте, в команде 5 Саш и 4 Димы. По имени — запутаешься, а по фамилии — долго. Ну не кричать же через полполя: “Би-ля-лет-ди-нов, пас”? В основном прозвища — производные фамилий игроков, которые приклеиваются с раннего детства коллегами, но встречается и творческий подход: Босс — вратарь Овчинников, Борман — тренер Овчинников...
Сегодня игроки запросто называют друг друга в интервью по кличкам, но так было не всегда. Как обстояло дело с прозвищами в СССР? С этим вопросом “МК” обратился к известнейшему в прошлом голкиперу сборной Советского Союза, “Спартака” и “Локомотива”, а ныне популярному комментатору Владимиру МАСЛАЧЕНКО.
— Владимир Никитич, каково происхождение прозвищ в футболе?
— Начну с того, что в Бразилии это существует для того, чтобы сократить имена, отчества, фамилии. Иначе получится Остап Сулейман ибн Берта Мария Бендер. Как вам надпись на футболке? Это долго, согласитесь. Вот и получается просто товарищ Бендер. Прозвища бразильцев — это производные от чего-то и на русский язык практически не переводятся, это что-то специфическое.
Та же история в Испании, где сокращают длинные или сложные имена. Рауль Гонсалес всему миру известен как Рауль, и это заложено в его метрике. А вот в других европейских странах это не очень приветствуется. Не то, что в Бразилии! Там, к примеру, какой-нибудь Эдриз Мохаммад мог играть под десятым номером, а кличка у него была... Пеле. Просто нравилось ему это.
— А как с прозвищами обстояли дела в советском футболе?
— Что касается СССР, то Петра Дементьева в команде звали Пека, Сальникова — Сало... Но подобное встречалось крайне редко, и допускалась такая фамильярность в обращении только в узком кругу. Игоря Нетто, к примеру, за глаза называли Гусем. По антропометрическим данным — вытянутая шейка, да еще, дьявол, головой великолепно играл. Симонян для всех был просто Никитой. Если речь заходила о “Спартаке” и называлось имя Никита, то все понимали, что речь идет именно о Симоняне. Динамовца Трофимова звали Чепец. Почему? Только его одноклубники могли это объяснить.
— А вас как партнеры величали?
— Меня звали коротко — Маслак. В детско-юношеском футболе, до тех пор пока не уехал из Кривого Рога, звали Козел.
— Владимир Никитич, за что вас так?
— Я занимался многими видами спорта, не только футболом. В том числе и легкой атлетикой — хорошо прыгал и в длину, и в высоту. Я летал, короче говоря, на спортивной площадке любого направления. Поэтому и Козел.
— А в “Спартаке” как звали?
— Шурой, а Геннадия Логофета — Васей. Объясняется все просто: я — Шура Балаганов, а он — Васисуалий Лоханкин. Такие вот параллели провели наши одноклубники. И если я звоню Геннадию, то говорю ему: “Привет, Вася”, а он отвечает: “А, Шура, это ты”. Но, подчеркну отдельно, это было только внутри команды, за пределы “Спартака” это никогда не выходило, хотя, конечно, ближайшее окружение команды знало наши клички.
Так что все эти прозвища — это от участия и юмора товарищей, любви болельщиков. И носили они вовсе не иронический оттенок, а выражали симпатию и уважение.
— Одним словом, никто не обижался?
— Не помню ни одного момента, когда кто-нибудь обиделся внутри команды на подобное шуточно-уважительное обращение. Была такая история: Валерий Рейнгольд — веснушчатый, волосы с подпалинами. Как-то его назвали в раздевалке Рыжим. А я посмотрел на него и говорю: “Валер, ты обладаешь потрясающими скоростными данными, и эти подпалины на висках у тебя, наверное, от скорости”. И вижу — ему понравилось сравнение. Я развиваю тему: “Тебе, говорю, если дать разбежаться по взлетной полосе, то взлетишь”. Он так по-детски хохотал, заразительно и долго. Слезы, как говорится, в три ручья текли. Но самое замечательное заключается в том, что в каком-то из обзоров в еженедельнике “Футбол” наш тренер Никита Павлович Симонян, рассуждая о принципах ведения игры, упомянул Рейнгольда и его выдающиеся скоростные качества. И привел мою метафору о взлетной полосе. Знаете, как Рейнгольд обиделся? Они не разговаривали даже. А вся штука заключалась в том, что Валера — натура цельная, и он отметил, что то, что разрешено произносить в раздевалке, особенно в доверительном разговоре с Володей (Маслаченко), не стоит выносить на люди. Вот как. А кличка Рыжий за ним все же закрепилась, но только в команде.
— А вот нынче игроки открыто называют друг друга по прозвищам: Босс, Алень...
— Ну, это все зависит от самих футболистов. Если им это нравится... Босс, как известно, всегда прав. Хотя иногда в воротах бывает и не прав. Не Босс. (Смеется.) Если это вышло за пределы коллектива и сам игрок не против и относится к этому с юмором (а это, поверьте, очень важно), то ничего страшного, наверное, нет. Но просто так подходить к футболисту и называть его по прозвищу не стоит. Такт, понятие допустимости должны присутствовать.
ФУТБОЛИСТЫ РОССИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ
•Вадим Евсеев (“Локомотив”) — Батюшка, Моисей
Первое — из-за длинных волос, второе — производное от фамилии.
• Динияр Билялетдинов (“Локомотив”) — Беляш
Производное от фамилии.
• Патрик Овие (“Динамо”) — Овощ
Из-за фамилии.
• Гжегож Пьехна (“Торпедо”) — Колбаса
Два года работал на мясном заводе (развозил колбасные изделия),
одновременно играя в футбол.
• Дерлей (“Динамо”) — Ниндзя
Неуловимый для защитников.
• Алексей Смертин (“Динамо”) —Раша
Так капитана сборной России звали в “Челси”.
• Александр Анюков (“Зенит”) — АН-22
АН — АНюков. 22 — игровой номер футболиста.
• Юрий Жирков (ЦСКА) — Никулин
За внешнее сходство с известным клоуном.
ЗВЕЗДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФУТБОЛА ПРОШЛОГО
• Лев ЯШИН — Черный Паук
За черный вратарский свитер и расчетливую манеру игры, напоминающую плетение паутины.
• Алексей Хомич — Тигр
Свое прозвище знаменитый вратарь получил во время легендарного послевоенного вояжа московского “Динамо” по Британии: его “тигриные” броски на линии ворот привели в восторг знающую толк в футболе британскую публику.
• Валентин Бубукин — Фанера
Это случилось после того, как однажды Бубукин спросил у своих партнеров по команде: “Когда “фанеру” (раньше на блатном жаргоне так именовали денежные знаки) привезут?” — имея в виду зарплату.
• Игорь Нетто — Гусь
Есть два мнения по поводу происхождения этой клички. Согласно первому, ее появление связано с длинной шеей капитана “Спартака”. По другой версии — с его привычкой шипеть на партнеров, постоянно предъявляя к ним претензии.
• Эдуард Стрельцов — Слон
За непробиваемое добродушие.
• Виталий Старухин — Бабуся
За особенность прически (Старухин рано полысел), сочетавшуюся с его фамилией.
• Слава Метревели — Муха
Когда Метревели играл в горьковском “Торпедо”, у него был персональный болельщик, безногий инвалид, которого все звали Мухой.
• Вадим Соснихин — Директор
Мастерски управлял обороной киевского “Динамо” конца 60-х — начала 70-х.
• Владимир Сочнов — Зуб
Известный футболист “Спартака” 80-х годов получил прозвище после того, как однажды, играя с товарищами по команде в лото, в шутку именно так назвал бочонок с 4-м номером.
• Василий Рац — Клюшка
За блестящее владение левой ногой.
• Александр Новиков — Автоген
За неуступчивость и жесткость в игре.
• Сергей ЮРАН — Барсик
Вот что рассказал об этом сам Юран: “Дело еще в Киеве было, на сборах. Я на обед опоздал, смотрю, а на тарелке зелени нет. Ну, я и прошу официантку: “Девушка, принесите зелень, она для моего Барсика очень полезна”. Мол, сами понимаете, что я имею в виду. Ну так, в шутку... Она засмущалась. А ребята все это дело услышали и прицепили”.
• Олег Саленко — Медведь
За спокойный, но в то же время взрывной характер.
• Александр Бородюк — Горби
Так нынешнего главного тренера молодежной сборной России прозвали в Гельзенкирхене — в конце 80-х первый Президент СССР Михаил Горбачев был очень популярен на Западе. Бородюк позже вспоминал: “Когда я получал мяч, трибуны начинали скандировать: “Гор-би! Гор-би!” Такое же прозвище в “Барселоне” в свое время носил и Игорь Корнеев — нынешний коллега Бородюка по работе в тренерском штабе Гуса Хиддинка.
САМЫЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ ПРОЗВИЩА
• Михаэль РАЙЦИГЕР — Противогаз
Из-за особенностей строения черепа.
• Стюарт Пирс — Псих
За буйный нрав.
• Хуан Себастьян Верон — Маленький Колдун, Ведьмочка
Отца Верона — тоже знаменитого аргентинского футболиста — за его удивительные трюки с мячом прозвали Колдуном. К сыну кличка перешла по наследству.
• Клаудио Лопес — Блоха
Он то тут, то там, и кусает, кусает… Такое же прозвище, кстати, носит и новый идол аргентинских болельщиков — Лео Месси.
• Эдгар Давидс — Питбуль, Дэвид Бэтти — Бульдог, Берти Фогтс — Злой Терьер
Все — за неуступчивую игру.
• Нванкво Кану — Жираф
Из-за длинной шеи.
• Дэвид Бекхэм — Spice Boy
Жена футболиста — Виктория долгое время выступала в составе популярной британской поп-группы Spice Girls.
• Хавьер Савиола — Кролик
Внешняя схожесть из-за торчащих передних зубов.
• Кевин Киган — Могучий Мышонок
За маленький рост, но отважную игру. Сейчас такое же прозвище носит Майкл Оуэн.
• Ян Коллер — Динозавр (Дино)
За двухметровый рост.
• Андони Гойкоэчеа — Мясник
За грубую игру.
• Пауло Ванчопе — Тощий
За строение тела.
• Ариэль Ортега — Ослик
За упрямый и сварливый характер.
• Пьерлуиджи КОЛЛИНА — Фантомас
За сходство судьи с популярным киногероем.
• Рене Игита — Скорпион
Этот вратарь запомнился тем, что исполнял фантастический по красоте и сложности “удар скорпиона” — падая вперед, пятками выбил мяч за пределы штрафной.
• Адриану — Император
В Бразилии его сначала называли Танком, а затем вспомнили о его тезке — римском императоре Адриане.
• Фернандо Торрес — Ребенок
За моложавость лица и рано раскрывшийся талант.
• Альваро Рекоба — Китаец
За азиатские черты лица.
• Павел Недвед — Энерджайзер, Дюраселл
За двужильность.
• Марко Матерацци — Матрица
Прозвище созвучно фамилии.
• Джанлуиджи Буффон — Бэтмен
За умение летать в “рамке” ворот.
• Бернд Шнайдер — Пожарник
Полузащитник сборной Германии состоит в бригаде добровольцев, борющихся с огнем.
• Роналдо — Зубастик, Феномен, Булка
Первое — за неправильный прикус, второе — за огромный талант, третье — за изрядный лишний вес.
• Кейси Келлер — Путин
За внешнее сходство с Президентом России.
• Уэйн Руни — Шрек
За сходство со знаменитым мультипликационным персонажем.
• Оливер Кан — Чингисхан, Горилла
Первое — созвучно фамилии, второе — следствие грозного внешнего вида немецкого голкипера.
ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО ФУТБОЛА ПРОШЛОГО
• Альфредо Ди Стефано — Белая Стрела, Сеньор Реал
• Эйсебио — Черная Пантера
• Франц Беккенбауэр — Кайзер Франц
• Уве Зеелер — Толстяк, Бульдозер
• Герд Мюллер — Бомбардир Нации
• Роберто Баджо — Хвостик
• Иван Саморано — Иван Грозный
• Габриэль Батистута — Батигол
• Зинедин Зидан — Зизу (Белая Кошка)