Ну вот мы наконец-то и догнали Америку. Правда, Америку 1960-х годов прошлого века. И вовсе не по экономическим показателям, а по тому, что в советской прессе называлось “политикой расовой дискриминации”. Националисты всех мастей могут ликовать: в Москве XXI века появились заведения, куда запрещен вход “лицам азиатской внешности”. И это уже не какие-нибудь безмозглые скинхеды, а тот самый “обыкновенный фашизм” на бытовом уровне. В своей обыденности страшный вдвойне.
...Москвичка Маша решила отметить свой день рождения в ресторане. Знакомые порекомендовали ей бар “Стой!ка” (пишется именно так) — недорого, комфортно, а главное, рядом с домом, на улице Обручева. В “Стой!ку” она и зашла.
Менеджер бара был с Машей вежлив и обходителен. Цены — приемлемые. Зал — уютный. Меню и расстановку столов обсудили быстро, осталось решить вопрос о предоплате.
— Да, я забыл вас предупредить, — мило улыбаясь, заметил менеджер. — У нас есть два строгих правила: во-первых, сильно пьяных мы не пускаем...
Это требование у Маши возражений не вызвало.
— ...а во-вторых, — все тем же ровным тоном продолжил менеджер, — мы не пускаем лиц кавказской национальности.
Иными словами, если вы решили отпраздновать день рождения в “Стой!ке”, вы и сами должны быть русским, и сказать своим армянским или азербайджанским друзьям: “Извините, ребята. Я вас, конечно, очень люблю, но в баре, где я собираюсь праздновать, такие правила... Как-нибудь в другой раз встретимся”. А они должны согласно покивать: ну, ясное дело, апартеид, куда, мол, деваться...
Подобные мысли, видимо, промелькнули в этот момент в голове у Маши, потому что менеджер ласково сказал ей:
— Я вижу, вы в шоке.
Да, она была в шоке. И даже стала объяснять, что среди ее друзей-азербайджанцев есть солидные бизнесмены, коренные москвичи и что...
— Да пусть они хоть на вертолете прилетают — не пустим! — прервал менеджер. — Правила такие.
В существование “таких правил” поверить было трудно не только Маше, но и сотрудникам “МК”. Скорее приходила на ум мысль, что просто данный конкретный менеджер конкретного бара — латентный скинхед. Но “Стой!ка” — это не один бар, а целая сеть столичных заведений. И мы отправились посмотреть, как обстоят дела в других ресторанах сети.
И оказалось, что так же. Везде нас прямым текстом предупредили, что кавказцам вход заказан. А в одном заведении даже охотно пояснили: их, мол, не пускают ради их же собственной безопасности. Якобы были тут прецеденты — другие посетители напивались и начинали с ними драться. (Аудиозаписи разговоров с менеджерами клубов сети “Стой!ка” есть в редакции.)
Очевидно, в сети “Стой!ка” уверены, что бытовой национализм — явление в Москве общераспространенное. Собственно, они могли бы ограничиться молчаливым фейс-контролем и попросту не пускать неугодных людей без объяснения причин. Но администрация ресторана скорее всего считает, что отдельно выдвинутый лозунг национальной дискриминации только добавит им популярности.
Охрана заведений вполне соответствует “высокому уровню требований”.
Может, это просто бездумное кокетство. А может, и что-то большее. В любом случае, свои принципы сеть баров “Стой!ка” отстаивает четко. Хотя все-таки допускает исключения. Так, одна из управляющих оговорилась, что если наши кавказские друзья интеллигентные люди и “внешность у них не ярко выраженная”, то может быть сделано исключение.
Неясно, правда, каковы в баре критерии оценки внешности и черт лица. Возможно, что и с помощью штангенциркуля. Благо такие методики уже давно созданы. О них, в частности, можно почитать в материалах Нюрнбергского трибунала. Если же брать современную Россию, то закон тоже не на стороне “расово чистых” баров.
— Если человека не пустили в бар по национальному признаку — это очень “смелый” шаг со стороны администрации заведения, — пояснил “МК” эксперт по уголовному праву. — Поскольку это — классический пример расизма. Как в свое время на рабовладельческом юге в США: “Неграм и собакам вход запрещен”.
Достаточно заглянуть в Конституцию РФ, чтобы понять: речь идет о нарушении закона. Статья 282 Уголовного кодекса РФ (“Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”) говорит: “Действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии (…), совершенные публично, наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет”.
Если при этом человеку угрожают насилием и используют служебное положение, срок лишения свободы может вырасти до 5 лет.
Даже если бы речь шла не о национальной розни, то и в этом случае допущены нарушения правил общественного договора. Ведь речь идет об общественном месте, куда по правилам может войти любой человек. В этом случае можно вести речь о прекращении деятельности заведения. Конечно, если человек сам не нарушил правила. Например, был пьян...
Выдержка из интервью с главным охранником бара, приведенная в внутриресторанном журнальчике (он лежит на барной стойке).
— Вы очень заняты работой? — задает вопрос корреспондент.
— Работа, а особенно в “Стой!ке”, — это моя жизнь, так сказать, майн кампф, — отвечает охранник.
— Майн кампф, по-моему, переводится как моя война... (На самом деле название книги Гитлера переводится с немецкого как “моя борьба”. — “МК”.)
— Я вкладываю в эти слова совсем другое значение, мой юный друг!