Госдума дает Администрации Президента немало возможностей сделать гадость политическим оппонентам, в отношении которых дана команда “фас!” В роли волкодава в таких случаях обычно выступает фракция “Единая Россия”, а в роли шавки, которая громко лает, — ЛДПР.
Вот несколько наиболее распространенных приемов.
1. “Присвоить — не значит украсть”. Оппозиция готовит проект постановления или вносит закон на злободневную тему. Шансы на принятие близки к нулю. Но если тема действительно значимая, а в предложениях оппозиции есть рациональное зерно — закон или постановление могут быть умело или не очень переписаны, внесены уже под фамилиями “единороссов” и приняты. При этом появившаяся раньше инициатива оппозиции, конечно же, отклоняется.
2. “Отщипнуть, а то и откусить”. Внутренние конфликты, которые есть в любой партии и фракции, искусственно разжигаются. Недовольным обещается лидерство в новой партии, которую “железно” зарегистрирует Минюст, квартира в Москве, “хлебное” местечко после окончания депутатского срока или гарантированное место в каком-нибудь списке на следующих выборах… Не все обещания потом выполняются, но люди почему-то все равно на них “ведутся”. В результате в случае большого успеха получится громкий, со скандальным выяснением отношений уход из фракции группы депутатов в 5—6 человек (это можно представить как “раскол”), причем в составе группы должны быть более-менее известные политики. Так случилось, когда из фракции и партии КПРФ 1,5 года назад вышла группа, пытавшаяся при поддержке Кремля создать новую, “настоящую” компартию во главе с зампредом ЦК КПРФ Леонидом Иванченко. Так было, когда 8 месяцев назад от Рогозина из фракции “Родина” ушли “бабуринцы”, создав при поддержке Кремля еще одну фракцию “Родина” (сейчас в ней 12 человек, у Рогозина — 29).
Иногда эффективно может подействовать и организация тихого ухода из фракции одного-двух депутатов. Недавний пример: от Рогозина ушел Сергей Шишкарев. Рогозин сильно расстроился: говорят, что он считал Шишкарева другом, крестил его детей и помогал “разруливать” проблемы в непростом портовом новороссийском бизнесе. Причем о своем уходе в “Единую Россию” Шишкарев поставил Рогозина в известность, когда дело было уже решенным. Кстати, в прошлую пятницу новоиспеченный “единоросс” Шишкарев получил важный для него пост зампреда Комитета по энергетике, транспорту и связи.
3. “А за козла ответишь”. Новый, изощренный способ сведения счетов с политическими оппонентами — с привлечением Генпрокуратуры. Схема такова: большинство дает думской Комиссии по этике поручение разобраться с “неэтичными” высказываниями депутата N. Комиссия может отправить запрос в Генпрокуратуру, чтобы выяснить, нет ли в “неэтичных” словах депутата N состава преступления. Депутат очень нервно ждет ответа из Генпрокуратуры — вдруг при большом желании она обнаружит в его словах клевету? Тогда могут возбудить уголовное дело — с согласия Госдумы. Как вы думаете, даст большинство согласие, если речь идет о депутате, в отношении которого дана команда “фас!”?
Сейчас решения своей судьбы ждет Дмитрий Рогозин: в конце января на него обиделись единороссы — некоторых из них он обозвал “провокаторами”. Дали поручение Комиссии по этике, она попросила оценить высказывания лидера “Родины” Генпрокуратуру, Генпрокуратура переадресовала просьбу Московской прокуратуре...