Сотрудники аппарата Госдумы усиленно тренируют левый мизинец, приговаривая “ё-моё”: именно в левом, самом верхнем и самом неудобном углу на большинстве компьютерных клавиатур находится клавиша “ё”. Тренироваться приходится: в думское делопроизводство в приказном порядке возвращается повсеместно игнорируемая седьмая буква русского алфавита…
Это — установка нового руководителя аппарата Госдумы Валентина Чернявского, подтвердили “МК” в его секретариате. Генерал МВД, доктор юридических наук и профессор, бывший сенатор занял высокое думское кресло в декабре 2005 года. Возможно, особое уважение г-на Чернявского к “ё” связано еще и с тем, что по отчеству он Семёнович.
Некоторые плоды усилий по насаждению незаслуженно забытой буквы уже видны. На официальном думском сайте в биографической справке руководителя аппарата он теперь не “Семенович”, как было на официальном сайте Совета Федерации, а “Семёнович”. Впрочем, вице-спикер Госдумы Катренко, по отчеству тоже Семенович, пока без “ё”, и депутат Грачев тоже то ли “Грачев”, то ли “Грачёв”. В текстах стенограмм заседаний Госдумы буква “ё” появляется с конца прошлого года. Стенографисткам не позавидуешь.
Входящие документы от подразделений аппарата секретариат его руководителя принимает только написанные по всем правилам, с “ё”. Приказать Белому дому или Администрации Президента твердо придерживаться норм русского языка в Думе не могут, поэтому с “неправильным” написанием слов в направляемых оттуда документах приходится мириться. Так что дело “ё” живет и побеждает пока лишь на отдельно взятой территории здания в Охотном Ряду…
• В русском языке около 15 тысяч слов с “ё”. Сама буква была введена в азбуку в 1783 году решением Петербургской Российской академии наук по предложению ее директора, княгини Дашковой. До того для обозначения некоторых фонетических особенностей русского языка на письме использовалось сочетание “io”. В 1942 году приказом народного комиссара просвещения РСФСР употребление “ё” стало обязательным в школьной практике. Но из-за неудобств при наборе текстов для печати еще в 60-е годы буква “ё” практически исчезла из книг и газет, оставшись лишь в детской литературе. Сейчас ее нет и там. С появлением компьютеров судьба “ё” стала совсем незавидной. Несколько лет назад пошли разговоры о том, что в рамках языковой реформы несчастную букву, без которой и не выругаешься как следует, вообще отменят. Поднялся большой шум, у “ё” оказалось неожиданно много защитников. Разговоры затихли.