ЦИТАТА ДНЯ
“Когда у командира никаких прав реальных, кроме “выговора” и “строгого выговора”, нет, он говорит, объясняет, убеждает, а в ответ в отношении него осуществляется физическое воздействие, вы что, хотите, чтобы одни ангелы у нас были?”
Сергей ИВАНОВ — в Госдуме.
Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов пришел вчера к депутатам Госдумы, чтобы рассказать им, почему в армии — дедовщина и как с ней бороться. Оказывается, главная причина безобразий в армии — “моральная патология общества”. А тут еще журналисты только и делают, что “разжигают антиармейские настроения”…
Депутатам такая постановка вопроса понравилась.
Бить себя в грудь и каяться г-н Иванов не стал: едва взойдя на трибуну, он перешел в наступление. “Трудно сказать, о какой армии — нашей или вражеской — написаны некоторые материалы в некоторых газетах”, — заявил он. А тем, кто призывает к акциям гражданского неповиновения — вроде срыва призыва, пригрозил уголовным преследованием.
“Да, в Челябинском танковом училище произошел вопиющий случай. Да, в Вооруженных силах совершаются преступления!” — с ударением на слове “да” произнес министр. Но это потому, что преступность растет и в обществе в целом, причем войска, по мнению г-на Иванова, остаются “одним из самых законопослушных институтов”: по России в целом на каждые 10 тысяч человек в 2005 году пришлось 246 преступлений, а в ВС — “лишь” 167. Причем министр категорически не согласен с тем, что эти цифры — вершина айсберга, потому что многие факты замалчиваются. В качестве сомнительного аргумента министр привел такие цифры: в прошлом году Главная военная прокуратура выявила меньше одного процента всех зафиксированных правонарушений — остальные “вскрыли” сами военные.
Сергей Иванов возмутился “огульным обвинением всех военнослужащих”, которое, по его мнению, имеет место после истории с рядовым Сычевым. Ответственность должны нести конкретные виновники, и они ее понесут, пообещал он. А “в большинстве частей”, оказывается, все в порядке…
Далее министр подробно остановился на причинах дедовщины. Среди них — кризис нравственности, правовой нигилизм и “девальвация традиционных для России ценностей”. Тут уж досталось на орехи телевидению, которое кормит народ “зонами”, “ментовскими войнами”, “криминальными Россиями” и сплошными катастрофами в новостях. Именно из телефильмов, считает министр, узнают будущие призывники о все новых возможных и более изощренных способах издевательств. Сычев потерял ноги, “если верить данным предварительного следствия”, уточнил министр, потому что “длительно принудительно находился в сидячем положении”, а о такой форме издевательства можно узнать из фильмов, демонстрирующих, как конвоируют заключенных, сажая их на корточки “в окружении надзирателей и собак”…
Что делается и будет делаться для искоренения позорящего армию явления? Хотя, если все дело в состоянии общества, особенно надеяться не на что…
Г-н Иванов очень надеется на новую инструкцию учета преступлений и происшествий в армейской среде, которая обещает карать офицеров за сокрытие правонарушений “неимоверно более жестоко”. Еще в 2002 году по его инициативе, оказывается, были внесены изменения в программы обучения военных вузов. К сожалению, первый выпуск специально обученных индивидуальной работе с военнослужащими офицеров (452 человека) пойдет в армию лишь в следующем году. Командирам роты и их заместителям министр пообещал майорские погоны — но с условием два года отработать на одном месте, со своей ротой — “чтобы не было проходного двора”. Практически решен вопрос о полном переводе сержантов и мичманов на контракт: в этом году из 109 тысяч сержантов 23 тысячи будут контрактниками, еще 26 тысяч переведут на контракт к 2008 году. Цену вопроса в Министерстве обороны уже посчитали — 31 миллиард рублей. Депутатов Сергей Иванов попросил ускорить принятие закона о дисциплинарном аресте, потому что после отмены гауптвахты в 2003 году у командиров, мол, на осталось никаких способов воздействия на правонарушителей, кроме выговора и строгого выговора. Видимо, будут созданы и дисциплинарные суды в частях. Что касается военной полиции, о которой много говорилось в последнее время, — “все надо просчитать, мы будем подходить к этому аккуратно”.
Депутат Алексей Митрофанов (ЛДПР) выразил предположение о том, что та самая “антиармейская” кампания, которую развязали СМИ, направлена против министра обороны лично, а у него ведь “есть перспективы карьерного роста” — вплоть до премьера или даже президента. “Меня мой рейтинг не очень интересует”, — гордо ответил министр.