Просидев в пятницу больше шести часов в здании Академии наук на Ленинском проспекте, уже избранные члены Общественной палаты нашли недостающую ее треть. 23 января новый для России и еще непривычный орган официально начнет свою работу.
Схема формирования Палаты непроста. Полный ее состав — 126 человек. Первую треть из них назвал президент лично, избранные им люди избрали вторую треть — из числа представителей общественных организаций. Потом в федеральных округах прошли конференции, которые при помощи полпредов президента отобрали по 10—14 кандидатов от региональных общественных организаций. И вот в пятницу уважаемые граждане должны были отобрать голосованием по 6 человек из списков, представленных семи федеральными округами.
Заседали в закрытом режиме. После проверки пятерых пришлось исключить: они являются депутатами законодательных собраний регионов, а по закону депутатам, членам партий и чиновникам вход в Общественную палату закрыт. Больше всех голосов (78 “за”) набрала поэтесса Фазу Алиева, которую выдвинул Союз женщин Дагестана.
Подавляющее большинство новых членов Палаты — мужчины (32 из 42). Один из них — скульптор Зураб Церетели. Его захотела видеть в Палате Ассоциация музейных работников из Тулы. Вот что рассказал “МК” сам Церетели:
— Наверное, они считают, что это нужно для Академии художеств, для искусства, для развития музейного дела. В последнее время я провожу большие выставки своих работ в российских регионах, и в Туле проводил. Так со мной лучше знакомятся, а то многие думают, что я только скульптор...
Зураб Константинович узнал о том, что стал членом Палаты, в Петербурге, где находился по делам. Его кандидатура набрала 46 “за”.
Закончив с выборами, Палата приняла весьма критическое заявление по поводу принятого Думой закона о некоммерческих организациях (НКО). “Общественники” считают, что основной функцией контролирующего ведомства (Федеральная служба регистрации) станет выявление оснований для ликвидации или приостановки деятельности этих организаций. Впрочем, особых надежд на то, что Совет Федерации прислушается к критике Палаты и не станет одобрять закон на своем последнем в этом году заседании 27 декабря, у членов Палаты нет. Как и на то, что президент его не подпишет.