Во вторник вечером депутаты Госдумы и члены сформированной на две трети Общественной палаты впервые встретились лицом к лицу. Повод был не очень приятный: представителям общественности категорически не нравится закон, ужесточающий правила игры для некоммерческих организаций, — над ним сейчас работает Госдума.
Началось все с “обмена любезностями”. Член ОП, адвокат Анатолий Кучерена передал депутатам предложения по усовершенствованию закона, неосторожно назвав их “поправками”. Депутат Сергей Попов тут же напомнил: у Общественной палаты нет права законодательной инициативы, предел ее полномочий — давать рекомендации. Кучерена нанес ответный удар, открыв страшную правду, “что закон был написан в Минюсте”, хотя сидевшие за столом депутаты Макаров, Попов, Косачев и Плигин значились его авторами…
Глава российского фонда “Нет алкоголю и наркотикам!” Олег Зыков “выкатил” целую “телегу” претензий. Ему категорически не нравится, что контроль за деятельностью некоммерческих организаций закон отдает Федеральной службе регистрации: “Она невменяема, пытаются нас упразднить, мы с ними судимся”.
Депутаты пытались успокоить “общественников” тем, что все решения органов власти можно будет оспорить в судах. “Именно это и пугает”, — тихо сказал кто-то из участников “круглого стола”.
Со своими претензиями к закону пришла и сенатор Людмила Нарусова. По ее мнению, в нем слишком много репрессивных мер. Депутаты согласились, что ко второму чтению “избыточный контроль” из текста уберут.
Как известно, президент поручил своей администрации в течение недели подготовить тексты поправок от его имени.
Борис МАКАРЕНКО, политолог:
— Мне не очень понятно, почему парламент не слушает Общественную палату, ведь они взывают к тому, чтобы не торопиться. Ведь это как раз тот случай, когда специально созданный властью орган, призванный защищать гражданское общество, должен вмешаться. Непонятные цели у этого законопроекта. То ли он резко ограничивает влияние иностранных компаний в России, то ли это попытка создать схемы с прозрачным финансированием, то ли попытка взять под контроль сам институт гражданского общества. У “единороссов” подкачала аргументация. Депутат-адвокат Андрей Макаров день и ночь защищает этот законопроект. Говорит, что он ограничит вмешательство чиновников в деятельность различного рода некоммерческих организаций. А по-моему, если закон принять в том виде, в каком он разработан сейчас, чиновники вообще сядут на шею.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
В законе от некоммерческих организаций требуют ежегодно представлять полные отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности не только в налоговые органы, как сейчас, но и в Федеральную службу регистрации. Она получит право проверять деятельность НКО на предмет соответствия заявленным при регистрации целям. Если соответствия не обнаружится — организации грозит закрытие. Кроме Службы регистрации право проверять НКО получают санитарные, противопожарные, эпидемиологические и “иные органы”. Перечень “иных” не уточняется. Отделения международных и иностранных организаций должны подчиняться тем же правилам, что и российские НКО.