Никогда прежде я не видела ручку за миллион евро. Даже не представляла себе, что такая есть на этом свете. И что ее кто-то может захотеть купить. Причем будучи в здравом уме.
И вот эта диковинка передо мной. “Ручка мира” — Peace Pen, так она официально называется. Под светом электрических ламп сверкают на ней 120 бриллиантиков чистой воды.
А любуются этим чудом сплошь одни миллионеры…
Дважды в год в разных городах мира проводится “Ярмарка миллионеров” — “Millionaire Fair”. Богатейшие люди планеты приезжают туда, чтобы приобрести эксклюзивные новинки по баснословным ценам, чем дороже — тем лучше.
На сей раз, как уже писал “МК”, миллионеры выбрали для этой цели город-герой Москву.
И они не прогадали.
По концентрации богатых людей на душу населения наша столица давно вышла на первое место в мире. Состояние 36 господ с московской пропиской, по оценкам журнала “Forbes”, зашкаливает аж за 110 миллиардов долларов.
Еще у ста тысяч граждан победнее месячный доход превышает десять тысяч баксов на человека. Это верхушка так называемого российского мидл-класса — основные потребители товаров “новой роскоши”. Они уже имеют некоторые денежные средства, чтобы начать покупать по-настоящему дорогие вещи. И они хотят это делать. А самое главное — у них есть стимул работать еще больше, чтобы зарабатывать еще круче.
ОСТРОВ СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Странно, ананасы и рябчиков на банкете миллионеров не подавали.
Зато я влила в себя 250000 фунтов английских стерлингов и поняла, что жизнь удалась. Хотя на мой дилетантский вкус самый дорогой в мире шотландский виски “The Macallan” мало чем отличался от виски обычного. Даром что, по результатам аукционных продаж в Лондоне, в 2002 году его — за несусветную цену — внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
Мимо прошагали чьи-то ноги в эксклюзивной обуви “Pierre Corthay” — три тысячи баксов за пару штиблет. Мозолили уши платиновые мобильники “Vertu” за 29 тысяч гринов. Эта мобила с отполированным вручную корпусом имеет функцию консьержа и может сама забронировать хозяину билет на самолет и место в любой гостинице. Только поспевай улетать!
Ну и это еще не все. Сегодня любой нувориш может выступить даже в роли Всевышнего. На “Ярмарке миллионеров” были представлены фирмы, которые не просто предлагали своим клиентам приобрести банальную элитную недвижимость — они готовы были помочь им сотворить новый мир. Ткнул, к примеру, какой-нибудь Абрамович пальцем на карту в водную гладь — и через пару месяцев прямо посреди океана ему насыпали новый искусственный остров со всеми удобствами.
Ни в одном бутике на миллионерской выставке я не увидела ценников. Спрашивать о стоимости дорогих вещей у хозяев жизни просто не принято. Если предмет понравился, те (особенно это касается русских миллионеров) сразу заявляют: “Заверните, я беру!” “Заверните мне этот “Мерседес” S-класса...”
— О, это последняя спецсерия “Exclusive AMG”. В России она представлена всего 200 экземплярами. У каждый машины есть свой индивидуальный номер. А еще у этих “мерсов” порожки светятся и сиденья цвета антрацит!
Чтобы сразу отсечь неплатежеспособный и завистливый элемент, в день открытия “Ярмарки миллионеров” даже перестали курсировать бесплатные автобусы, а входной билет стоил 250 долларов на человека. На “ярмарку тщеславия” пришли не только наши богачи, но и импортные.
Хотя еще несколько лет назад иностранный миллионер ходил в удобных потрепанных джинсах и искренне не понимал: зачем ему это нужно — покупать предметы роскоши. Вещи класса де люкс не были в моде у богачей-шестидесятников, еще помнивших свободу и непритязательность поколения хиппи.
Но вот наступил новый век. Дольче вита снова вошла в моду. Конечно, произошло это не спонтанно — маркетинговые отделы гигантских корпораций неусыпно трудились над этим вопросом. “Машина “Ferrari”, несомненно, отличается от просто хорошей машины, частный самолет — от просто самолета, а платье “Viktor&Rolf” от просто платья, — пишут для посетительниц “выставки миллионеров” в специализированных журналах для богатых. — Конечно, просто машины тоже ездят. Просто самолеты летают. А просто платья — носятся. Но у них нет главного — они не радуют!”
С этим утверждением даже спорить грустно. Страшный сон любого нынешнего миллионера: одеться в ширпотреб. Лучше всего, если покупка вообще будет существовать в единственном экземпляре. А еще у раритетного товара обязательно должна быть красивая легенда — как у разведчика в стане врага.
Вот, к примеру, крем “Future Solution” от “Shiseido” пахнет… космической розой. Элитную партию цветов специально отправили полетать в космос, чтобы их аромат изменился в условиях невесомости. По возвращении лепестки пустили на масло и добавили в крем. “Насколько же сильно улучшился запах?” — спросила я продавщицу одного из парфюмерных бутиков. “Что вы, это просто небо и земля, — гордо ответила эта девушка, закатив вверх глазки. — Кто его не нюхал, тот, считай, и не жил!”
Уважающие себя граждане нынче непременно имеют собственные уникальные ароматы, которые им создали парфюмеры, входящие в десятку лучших нюхачей мира. Говорят, профи справляется с этой задачей часа за два — всего лишь поговорив с клиентом и тут же определив его предпочтения. Но в реальности, как утверждают знатоки, с заказом именитых покупателей обычно мурыжат месяца полтора.
Миллионеры должны понимать: настоящее произведение искусства быстро не получается. Только тогда им будет не жалко за него заплатить. 450 мл уникального аромата от знаменитого итальянца Лоренцо Виллорези в среднем обойдутся в две тысячи долларов. На этикетке будет стоять гордая надпись: “Vasya Pupkin. Made in USSR”.
WHO IS MISTER PUPKIN?
Кто же такие эти щедрые русские миллионеры? Чего они хотят? И почему так легко тратят деньги, заработанные непосильным трудом? Эти вопросы задают себе все без исключения западные нувориши.
Сегодня российский покупатель класса де люкс — по оценкам маркетинговых аналитиков — это владелец крупного бизнеса, государственный чиновник, нефтяной или газовый топ-менеджер. С большой долей вероятности, это мужчина в возрасте около 50 лет. Ежегодно он зарабатывает от 1 до 5 млн. долларов. У него есть квартира на Остоженке и/или резиденция на Рублевке. Еще он присматривается к покупке недвижимости в Лондоне и/или в Каннах.
При правильном подходе этого успешного господина можно раскрутить хоть на покупку апартаментов уровня “квартиры Андропова” за полтора миллиона долларов — даже если рыночная цена подобного жилья составляет “всего” 200 тысяч у.е.
— Чаще всего инвестиционные покупки товаров ultra-luxury приходятся именно на недвижимость, — считает Наталья Шерстобитова, генеральный директор первого в России кросс-маркетингового проекта в сфере товаров и услуг стоимостью более 1 млн. долларов. — 14% наших клиентов регулярно вкладывают свои средства в произведения искусства или ювелирные украшения. Около 6% российских потребителей предпочитают покупать раритетные автомобили. Хотя по нашим дорогам на кабриолете 60-летней давности далеко не уедешь. Но людей привлекают не технические характеристики авто, а сама возможность обладать таким эксклюзивом.
Как считают специалисты, более 40% изделий высшего класса — это надежное вложение заработанных капиталов. Но — в спокойные времена и в спокойной стране. А русские миллионеры — социальная категория опасная и крайне переменчивая.
— Богатые россияне склонны к завышенным расходам, приближающимся к верхней границе ценового диапазона, — уверяет Джек Барбанел, президент консалтинговой компании “Стратиджик Инвестимент Груп”. — Например, средняя стоимость покупаемых часов класса люкс у вас равняется 16500 долларам — это намного выше аналогичного показателя в странах Европы и Америки.
Хотя для производителей товаров класса де люкс русские покупатели — настоящий клондайк. “На американской территории мы боремся за 3% ежегодного прироста числа покупателей нашей продукции. В России мы получаем как минимум 20% роста в год, причем без особых усилий”, — говорит “глянцевый” медиа-магнат Джордж Грин из США.
На свою дольче виту богатые россияне тратят в совокупности до 10 миллиардов баксов ежегодно. В ближайшие три года, по прогнозам западных аналитиков, эта цифра вырастет до 15 миллиардов. Для сравнения, весь наш прошлогодний госбюджет составил 190 млрд. долларов. А годовые траты любого маленького провинциального городка — всего-то три миллиона у.е.
Формировать правильные и красивые потребности у наших богачей с радостью готовы западные эксперты и психологи. Но только в том случае, если оптимистичные прогнозы роста luxury-продаж сбудутся. И в недрах русской земли не закончатся вдруг главные полезные ископаемые. “Меня очень беспокоит ваша нефть. То, что она дает России и русскому бизнесу сейчас, это ведь не навсегда”, — искренне огорчается американский мультимиллионер Джордж Грин.
...С “Ярмарки миллионеров” я ехала на обычном метро, пристально всматриваясь в лица своих случайных попутчиков.
Каюсь, я не заметила абсолютно никакой разницы между рядовыми пассажирами московской подземки и теми, другими посетителями элитной выставки. Все наши граждане — и богатые, и бедные — пока еще выглядят совершенно одинаково. На их лицах тревога, тоска и неуверенность в завтрашнем дне — несмотря ни на какие стабилизационные фонды и уверения президента.
В публикации использованы материалы пресс-конференции “Россия на карте роскоши мира”.