В декабре прошлого года киевское метро пылало оранжевым цветом, а небесные юноши ходили по вагонам с гитарами и обещали спеть “на первом дне рождения страны, вернувшейся с войны”.
Сейчас уже никто не поет. По вагонам ходят земные женщины и предлагают журналы про телепортацию и параллельные миры.
Совсем другая атмосфера, другие глаза. Люди заняты своими делами, сконцентрированы на собственных заботах. Скандальная ссора между вождями революции пока никак не отразилась на их жизни.
Офицер украинской армии, подвозивший меня из аэропорта в город, сказал, что голосовал за Ющенко, но не был в декабре на майдане, потому что должен был работать. Зарплата такая маленькая, что если не “бомбить” каждый день, его семейство не выживет. Так что теперь ему по крайней мере не так обидно, как тем, кто мерз в декабре и кричал до хрипоты: “Ющенко, так!”.
Впрочем, про тех, кто мерз, тоже нельзя сказать, что они очень обижены. Им неприятно, это да. Но они не отвергают саму идею оранжевой революции и не считают, что зря тратили на нее силы. “Идея была правильная, — объяснил мне парень в интернет-кафе недалеко от майдана. — Но вы понимаете, у всех же шкурняки…”
Правительство “терло свои шкурняки”, а для людей ничего не делало. Кормило разговорами и переливало из пустого в порожнее. А люди восемь месяцев просыпались с надеждой. Не зря же мы стояли за нашу революцию? Конечно, не зря. Вот сейчас что-то изменится — повысится зарплата, понизятся цены.
Те, кто надеялся, считают, что президент Ющенко поступил правильно, отправив премьера и правительство в отставку: “Давно надо было это сделать”.
Они не зачеркнули для себя Ющенко. Продолжают делать на него ставку, несмотря даже на то, что он брал деньги у Березовского на предвыборную кампанию. Надо сказать, что для широкой публики это вообще не аргумент. “Ну брал. Где-то ведь он должен был их брать”.
Кстати, в кругах, близких к правящей верхушке, говорят, что деньги у Березовского просил, разумеется, не сам Ющенко, а его соратники, и просили они пятьдесят миллионов, но Борис Абрамович расщедрился лишь на пятнадцать.
Лучше бы он и их не дал, потому что сейчас эта история может навлечь на президента большие неприятности. Всех необходимых и достаточных условий для импичмента его противникам собрать не удастся, но они могут добиться того, что результаты выборов будут объявлены недействительными. И тогда — четвертый тур.
Опросы показывают, что у Юлии Тимошенко, несмотря ни на что, остается очень высокий рейтинг. Многие продолжают ей верить. То ли работает магия красоты, то ли она быстрее противников угадывает, куда надо бить, то ли у нее есть какие-то гипнотические способности…
Короче говоря, никто не может объяснить, в чем фокус, но все признают: если дело действительно дойдет до четвертого тура выборов, победит скорее она, а не Ющенко, потому что когда надо “говорить с толпой”, ей нет равных.
Вероятно, именно поэтому Тимошенко два дня назад неожиданно поддержала президента Ющенко, призывающего не спешить с политической реформой, перераспределяющей властные полномочия между президентом и главой правительства в пользу последнего.
Ранее считалось, что Юлия Владимировна после мартовских выборов получит премьерское кресло, поэтому реформа ей на руку. Но, судя по всему, она имеет виды и на президентское место.
Так что вся борьба еще впереди, и людей наверняка снова позовут на улицы.
Но сколько выйдет — вот вопрос.
Если ситуация пойдет по плану “четвертого тура” — это станет ясно уже через пару месяцев. Наверно, опять выйдут многие. Хотя сейчас складывается впечатление, что большинство на этот раз уже останется дома, отдав предпочтение параллельным мирам и собственным заботам, а не войне за чужие “шкурняки”.
P.S. Тем временем отвечая на вопросы журналистов в Нью-Йорке президент Ющенко заявил, что денег Березовского на его предвыборных счетах не было и быть не могло. Его же соратник Давид Жвания уже в Киеве подсказал, где искать финансы Березовского. По его словам, БАБ действительно переводил деньги на счета украинских компаний. Но это были компании, принадлежащие структурам Тимошенко.