. Вечером 18 июля, после того как 12 присяжных произнесли одно слово — “невиновен” — и Япончик после оформления формальностей был отпущен на свободу из судебного зала, он скромно удалился в боковой выход, предназначенный для подконвойных подсудимых.
Зато вчерашнее его появление в Мосгорсуде прошло громко. Эффектное появление — в черном костюме, замшевых ботинках в тон и сине-красном полосатом галстуке, наводящем на мысли об американском флаге. Не менее эффектное интервью — Иваньков дал его прямо у крыльца Мосгорсуда, рассказав толпе журналистов, что прощает “всех своих недругов”:
— Россия — это моя родина, я за нее кровь отдам и за свой народ.
Знаменитый сиделец поделился планами. Япончик собирается заняться литературным творчеством — написать книгу. Прежняя его мечта стать рыбаком и посидеть с удочкой над тихой речкой, наверное, не отменяется.
Поводом для появления подсудимого в Мосгорсуде был еще не приговор (его вынесут только сегодня), а очередная стадия судебного производства — обсуждение последствий вердикта. Как и весь процесс, оно проводилось в закрытом режиме. Решали вопросы о гражданских исках (их не было — ни родственники расстрелянных в 1992-м в московском ресторане турок, ни единственный живой потерпевший исков не предъявляли), а также о том, что теперь делать с вещдоками.
— Да в деле никаких вещдоков-то и не было, — махнул рукой адвокат.
— То есть как?
Выяснилась любопытная вещь. Оказывается, в уголовном деле имелась только справка, что все вещественные доказательства по делу были утеряны после ремонта, проведенного в прокуратуре. Впрочем, о том, что дело расследовано плохо и что шансов на вынесение обвинительного приговора немного, мы писали и раньше. Представители обвинения до приговора никаких комментариев не давали. Кроме одного: “Он будет обжалован”.
Кроме жены и родственников в коридоре Иванькова поджидал мужчина в мятом черном костюме: “Я — его друг с самого детства”.
— Скажите, а в детстве он тоже отличался вспыльчивостью, буйным нравом?
— Он — самый обычный человек. Просто эта… жаба (прозвучала фамилия известной журналистки) о нем столько понаписала, сделала его вором в законе…
Не менее эффектным получился и уход Япончика. Журналисты взяли его в тесное кольцо и буквально вывели под прицелом фотокамер в боковую улочку, где были припаркованы автомобили. Пока Иваньков наконец не выдержал: “Я надеюсь, что вы — разумные люди, которые понимают человеческую речь. А то…”
Это прозвучало как угроза. Наконец гражданин Иваньков остановился у серебристого “БМВ” и еще долго картинно позировал, прощаясь с друзьями, пока не уехал. Кажется, даже без охраны. Зато количество милицейских авто возле здания Мосгорсуда в этот день превысило все обычные нормы.
Оправдательный приговор будет объявлен сегодня.
Справка МК:
Вячеслав Иваньков — известный вор в законе. Обвинялся в давнем (1992 год) расстреле троих граждан Турции в ресторане “Фидан”. Обвинение было впервые предъявлено ему прокуратурой Москвы заочно, поскольку в то время Япончик уже 5 лет сидел в американской тюрьме, куда попал за вымогательство в 1995 году. В июне 2004 года, сразу после освобождения, Япончика депортировали из США на родину. Суда дожидался в “Матросской Тишине”. Его общий стаж заключения — около 30 лет.