“Kаида” Aль не “Kаида”?

Террористы действуют на двух уровнях

Ответственность за серию взрывов в столице Великобритании взяла на себя некая “Секретная организация “Аль-Каиды” в Европе”.

Причастны ли бен Ладен и его “База” (так переводится “Аль-Каида” с арабского) к лондонским терактам? Наши эксперты дают парадоксальное заключение: с одной стороны — да. И в то же время — нет.


— “Аль-Каида” — это раскрученный бренд, — говорит полковник СВР в отставке Олег Нечипоренко. — Сейчас появляется масса имитаторов, параллельных структур, которые этот бренд используют. Но рассуждать об “авторстве” взрывов в Лондоне, выдвигать версии пока рано и по большому счету на руку только террористам. Называя неизвестную организацию или вообще не обозначая, кто стоит за терактом, они нагнетают ситуацию. Возникает ощущение, что опасность — везде. Думаю, что обилие “клонов” “Аль-Каиды” — часть их общего замысла.

Тем не менее ни у кого уже нет сомнений в том, что лондонская “террористическая серия” — дело рук исламских экстремистов. Во-первых, цель — транспорт. Если навскидку назвать последние объекты террористических атак в Европе и России, сразу бросается в глаза сходство: в Мадриде — поезд, в Москве — самолеты, метро.

— Способ максимально быстро парализовать мегаполис — атака на транспортные узлы, — говорит Нечипоренко. — Это азы диверсионной подготовки...

Кроме того, лондонская серия была подготовлена очень профессионально: там наблюдались и координация на местности, и связь между террористическими группами, и временное совпадение. Наконец, атака на Соединенное Королевство хорошо вписывается в схему действий исламского подполья в Европе.

— Дело в том, что в Европе террористы действуют на двух уровнях, — говорит офицер спецслужб, — политическом и террористическом. В сфере политигры они выдвигают идеи партий на религиозной основе, создания шариатских трибуналов и т.д. Они знают, что в сражении с “демократическими ценностями” шансов у них немного, но пытаются углубить социальную пропасть между мусульманами и немусульманами. Так появляются радикальные мусульманские сообщества. Сколько их в Европе, в особенности в Лондоне, сложно даже предположить. Что касается террористической деятельности — по данным разведок, с 11 сентября в Европе было предотвращено приблизительно 20 больших террористических атак. Но крупный взрыв в Мадриде террористам удался.

— Я думаю, это общая ошибка — пытаться связывать каждый теракт с “Аль-Каидой”, — считает Олег Нечипоренко. — У “Базы” другая роль: создать международную сеть, объединяющую десятки организаций. Роль “Аль-Каиды” — это создание общей структуры джихада, определение целей и выдача разрешений действовать. Теперь, когда эта цель достигнута, “международный исламистский терроризм” существует. И очень эффективно действует.

Итак, схема приблизительно следующая. Группы марокканских, алжирских, чеченских и других организаций обмениваются информацией, оружием и деньгами. Часто эти организации сотрудничают в очень сложных проектах. Конечно, все они являются или были связаны с “Аль-Каидой” в какой-то момент. Они объединены идеей глобального джихада “против евреев и крестоносцев“, но сконцентрированы на собственных местных проблемах. Большинство таких ячеек было когда-то связано с местными экстремистами и сепаратистами.

— Они, эти местные ячейки, получают по Интернету фетву (заявление, послание. — С.М.) от любого из духовных лидеров — да того же бен Ладена. И действуют уже самостоятельно. Другое дело — каждый теракт готовится не день и не два, а по нескольку месяцев, по году. И (если можно использовать такое сравнение) “хранится” в качестве “полуфабриката”. Когда результативность акции может быть максимальной, “полуфабрикат” расконсервируют. В каждой террористической серии много заинтересованных сторон. Кроме террористов это вполне могут быть транснациональные корпорации или правительства государств — игроков международной арены. Для примера: теракты в Мадриде готовились в 2000—2001 гг., когда война в Ираке еще не началась.


КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По данным комиссара Скотленд-Ярда сэра Иена Блэра, в британской столице погибли более 50 человек. А по сведениям прессы, число погибших достигло 75 человек. СМИ сообщили также, что среди пострадавших в результате терактов оказался и гражданин России. “МК” связался с российскими представителями в Лондоне по телефону “горячей линии”, открытой при нашем посольстве.

— В четверг в российское посольство поступил телефонный звонок из Уфы, — рассказали “МК” сотрудники диппредставительства. — Звонили родители Шарифа Валеева, который учится в Великобритании. Сразу после взрыва с ним была очень плохая связь, он звонил по телефону, а потом связь пропала. Он попал в одну из точек взрыва — молодой человек находился между “Кингс-Кросс” и “Расселл-Сквер”, когда произошел теракт. Шариф получил незначительные царапины на шее, лице и руках. Ему оказали первую медицинскую помощь, но он сам отказался от госпитализации и сразу вернулся домой.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру