“Министерство обороны не собирается лакировать действительность. Мы осознанно пошли на этот беспрецедентный шаг”, — заявил Сергей Иванов, объявив, что отныне на сайте военного ведомства будет “вывешиваться” информация о преступлениях в войсках, считавшаяся раньше секретной.
Правозащитники ликуют: ведь помимо этого Иванов и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин подписали меморандум о взаимодействии. Но это как раз тот случай, когда не было счастья, да несчастье помогло. Иванов никогда не пошел бы на такой “беспрецедентный шаг”, если бы не публичный конфликт с главным военным прокурором Александром Савенковым. Вот уже месяц Иванов и Савенков “обмениваются любезностями”: каждый приводит свою статистику по поводу преступности в войсках. При этом прокурор считает, что положение в армии аховое, министр же утверждает: мол, в Вооруженных силах криминала не больше, чем на гражданке.
Последнее слово было за Савенковым. Главная военная прокуратура крайне резко откомментировала число “небоевых” потерь, которая понесла армия всего за неделю в июне (46 человек). Бурную реакцию общественности вызвало ЧП в Санкт-Петербурге, где из-за пьянства офицеров морской академии утонули пятеро курсантов. От министра обороны ждали, что он быстро сделает оргвыводы, — дело-то скандальное. Но сдаваться на милость победителю не в характере Иванова. Он пошел другим путем — договорился с омбудсменом Лукиным о сотрудничестве. Теперь уполномоченный будет ездить в части и следить за соблюдением прав солдат, а солдатам разрешат ему жаловаться.
Между тем секретарь Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова заявила: “Меня удивляет, что для контроля за правами человека в Вооруженных силах нужен договор с министром. А c министром внутренних дел что, тоже будет заключен отдельный договор по внутренним войскам?.. Мы это все уже проходили и поняли, что должны озадачить военную прокуратуру, так как это ее работа — надзирать за соблюдением законности в войсках”.
Многие эксперты полагают, что, создавая систему проверок, альтернативных прокурорским, Сергей Иванов просто пытается ослабить активность ГВП. Даже решение публиковать информацию о гибели военнослужащих не изменит ситуации в войсках, считают они. Эта информация и так ни для кого не секрет. Разве что минобороновский сайт от публикации таких данных только выиграет — особой популярностью доселе он не пользовался.