В четверг в Совете Федерации случилось чудо. Сначала сенаторы прокатили закон о новой системе выборов депутатов Госдумы, а через два часа переголосовали и его приняли. Переголосование в нашей политической практике случается довольно часто. Но этот случай — уж больно выдающийся.
Аргументы у противников закона были довольно жесткие. Например, Людмила Нарусова заявила: “В Конституции указано — каждый человек имеет право избирать и быть избранным. А по этому закону человек может быть избранным только в том случае, если он член партии!” А когда сенаторам предложили проголосовать еще раз, вдова Собчака продолжила: “Переголосование без дополнительных аргументов языком милицейского протокола называется действием с особым цинизмом!” Но во второй раз закон утвердили...
“МК” обратился за комментарием к сенатору Николаю Рыжкову.
— Николай Иванович, как же так случилось, что закон все же утвердили?
— Людей утрамбовали. С просьбой проголосовать за этот закон лично ко мне никто не подходил, а вот к другим подходили.
— Получается, сенаторов просто заставили проголосовать “за”?
— Тех, кто проголосовал “против”, просто сломали — прижали, пригрозили, пообещали. Некоторые не поддались, стойко держались, ну а некоторые не устояли. Я вообще не понимаю, зачем нужно было устраивать переголосование. Ну отклонили бы, создали согласительную комиссию, убрали бы некоторые шероховатости, и закон прошел бы.
— Что вы называете шероховатостями?
— Нужно понимать: этот закон меняет политическую систему страны. Это очень важно, поэтому не следовало нагружать законопроект мелочами, где и проявились все эти шероховатости, с которыми не стали мириться некоторые сенаторы. Во-первых, в Конституции написано: каждый гражданин имеет право быть избранным. А по этому закону я не могу быть избранным, если не состою в партии. Во-вторых, в законе отмечено: в партию имеют право включить беспартийного. А ведь нужно было указать, что партия обязана включить этого беспартийного в списки. И в-третьих, не отменили систему так называемых паровозиков. Когда известные люди становятся во главе списков, за них голосуют, а после выборов они отказываются от своих мест в Думе, и на их места приходят никому не известные люди. Разве так делается? Кстати, полтора года назад я разговаривал с Вешняковым и сказал ему: “Это же обман народа”. Он ответил: “Да, я согласен, мы это исправим”. И что в результате?!