Такое понятие, как “Новый год”, существует практически у всех, даже самых первобытных народов. А раз есть “год”, значит, есть и тот условный рубеж, когда он кончается, уступая место следующему. Момент этот важный, и требуется его отметить подобающим образом. Вот только когда и как — разные народы решают по-разному.
Вплоть до модернизации календаря, которую учинили большевики вскоре после своего прихода к власти, Новый год в России был явно на вторых ролях. Главное событие, которое отмечали на исходе декабря, — Рождество, а смена первого месяца зимы вторым — всего-навсего завершение рождественских торжеств. 31 декабря (по старому стилю) — Маланьин день, на который приходится “отданье” (окончание) праздника Рождества. А 1 января, согласно церковному календарю, — день Василия Великого.
Впрочем, погулять по случаю смены Маланьи Василием наши прадеды тоже не отказывались. Издавна существовала на Руси поговорка: “Нажарила-напарила, как на Маланьину свадьбу”. Было принято, чтобы хозяйки готовили к встрече наступающего новолетия обильное угощение.
Первый день нового года, естественно, считался очень важным для всего последующего 12-месячного периода. Так что крестьяне собрали массу примет, подсказывающих будущие перспективы. Если на Васильев день ветер разгулялся — к осени хороший урожай орехов уродится, если туман — значит, пшеница будет изобильной. А вот торговцы старались 1 января обязательно что-нибудь продать — пусть даже по мелочи, задешево: важно было сделать почин на целый год вперед... Хотя выходным этот день стал не так уж давно, однако и в старые годы считалось, что трудиться на Василия Великого (по крайней мере выполнять грязную и тяжелую работу) лучше не надо. Иначе потом весь год придется на трудовом фронте надрываться.
Впрочем, в некоторых странах стыковку двух лет празднуют в иные сроки. У мусульман, например, такой символический рубеж времени приходится на 21 марта. (Старинный обычай предписывает прорастить к этому дню зерна пшеницы или ячменя, символизирующие весну и начало новой жизни.)
В юго-восточной Азии испокон века существует традиция праздновать смену лет по лунному календарю. А потому каждый раз точная дата праздника определяется в зависимости от фаз Луны. Так что гульба новогодняя может случиться в период между 21 января и 19 февраля. К примеру, приход предстоящего года Петуха состоится 9 февраля.
У вьетнамцев этот праздник называется Тет Нгуен Дан. Здесь верят, что в начале наступившего года бог, обитающий в каждом доме, обязательно отправляется на небо к Всевышнему с отчетом: что хорошего и плохого сделали за прошедшие 12 месяцев его “подшефные” обитатели жилища. А поскольку путешествие “в высшие инстанции” домашний бог совершает на спине рыбы, похожей на карпа, во Вьетнаме существует давняя традиция: обязательно купить к Новому году живого карпа и потом выпустить его в реку или озеро.
Хоть европеец, хоть африканец, хоть индус — главная новогодняя идея у всех одинакова: обновление и очищение от негатива, накопившегося в уходящем году. Но к воплощению такой идеи у разных народов подход индивидуальный.
Проще всего погрязшим в цивилизации европейцам и американцам. Надел к празднику новую одежду — вот и очистился. Зато для некоторых других этносов, сохраняющихся на более природном уровне, процесс очищения требует очень серьезных усилий. И даже жертв.
Во многих африканских странах, например, принято обливаться холодной водой, которая не только смывает грехи прошлого, но еще и способна придать человеку свежие силы в наступающем новолетии. А в горных селениях Ирана местные жители по традиции перед Новым годом соблюдают строгий пост — ради все той же цели.
Настоящим кладезем новогодних очистительных традиций являются африканские страны. Здесь очень распространена, скажем, предпраздничная обработка себя, любимого, огнем и дымом: в последний день уходящего года аборигены прыгают через огромный костер или окуриваются тлеющими ароматическими травами. В некоторых племенах, обитающих на территории Сомали, еще не так давно существовал ритуал тотального очищения. Французские этнографы, изучавшие этих коренных жителей Африки, выяснили, что они понимают этот процесс буквально: на рубеже двух лет нужно избавиться от всего старого, прошлогоднего — в том числе и от содержимого желудка и кишечника. Перед наступлением нового года аборигены дружно отправляются по-большому. Для этого у них имеется набор трав, отвар которых действует как слабительное. Далее — столь же организованным порядком — селяне начинают поглощать особый сорт местной глины, смешанной с травяным отваром. От такого “пюре” человека сразу же начинает выворачивать наизнанку (впечатляющее, наверное, зрелище, когда это происходит одновременно с несколькими сотнями жителей деревни!).
Обитатели некоторых островов Океании в канун Нового года совершают очень своеобразный обряд поклонения кормилице-земле, в процессе которого ей в жертву приносят... человеческую энергию. К осуществлению такой процедуры начинают готовиться заранее. В племени выбирают самую молодую семейную пару и запрещают ей в течение целых двух недель перед наступлением праздника заниматься любовью. Нарушить это табу у молодоженов нет никакой возможности: в круглосуточной слежке за ними участвуют буквально все соплеменники. Зато в новогоднюю ночь изголодавшейся по сексу парочке разрешается погулять на всю катушку. С песнями и танцами, под барабанный бой молодых супругов провожают в поле и оставляют там наедине друг с другом. При этом считается, что “интимные упражнения” совершаются в этом случае не просто ради удовлетворения физиологических потребностей, но с гораздо более высокой — общественно-политической — целью: мужчина и женщина, сливаясь в экстазе, передают земле энергию оплодотворения, благодаря которой в наступающем году созреет хороший урожай фруктов, овощей и злаков.
В этом общем для нескольких народов сексуальном обряде можно выделить и кое-какие “узко-специализированные” варианты. Скажем, на тех клочках суши, где чуть ли не единственной пищей аборигенов являются бананы, ритуальный акт любви совершается обязательно под банановым деревом. Причем вокруг наслаждающихся друг другом молодоженов устраивают ритуальные хороводы чуть ли не все обитатели селения (как тут не вспомнить знаменитую итальянскую комедию “Сеньор Робинзон”?!).
Вот такие находчивые островитяне. Умудряются на Новый год и об урожае грядущем позаботиться, и удовольствие получить! В пору над тем самым банановым деревом, где резвится парочка, вывешивать кумачовый лозунг, столь популярный у нас в брежневские времена: “Продовольственная программа в действии!”