В субботу Москворецкий суд опять решал, как поступить с первым задержанным по громкому делу о взрыве возле метро “Рижская” — ведущим специалистом Департамента судебных приставов Минюста Муратом Шаваевым. Как выяснил “МК”, сообщения некоторых информагентств, что Шаваева якобы уже отпустили на свободу, оказались ложными.
Напомним, что решение об аресте Шаваева один раз уже откладывали на 72 часа. Этот срок как раз и истек в субботу. На этот раз суд арестовал подозреваемого — но пока всего лишь на 10 суток. Дело в том, что обвинение сотруднику Минюста, который подозревается в пособничестве террористам, устроившим взрыв у “Рижской”, до сих пор не предъявлено. Поэтому суд, в порядке статьи 100 УПК, и вынес такое решение. Если за оставшееся время обвинение ему так и не предъявят, по закону он будет автоматически освобожден. А такое вполне может случиться. Судя по косвенным признакам, следствие пока не торопится предъявлять Шаваеву обвинение.
Мурата Шаваева “взяли” утром 14 декабря в съемной квартире на улице Архитектора Власова столичный УБОП и управление ФСБ по Москве при поддержке спецназовцев “Альфы”. В квартире, которую он снимал, кантовались сразу несколько кавказцев. Среди них, к радости оперов, обнаружился и некий Адам Тхакалов, разыскиваемый как участник нападения на Ингушетию летом этого года. И Тхакалов, и Шаваев были задержаны. Казалось бы, все замечательно — в деле по взрыву на “Рижской” появился, наконец, первый арестованный. Но насколько серьезны основания подозревать 29-летнего балкарца Мурата Шаваева в пособничестве террористам?
Это, во-первых, распечатка переговоров, сделанных с мобильника Николая Кипкеева — погибшего сообщника смертницы. С телефона Кипкеева были сделаны несколько звонков на номер Шаваева. А раз или два Кипкеев даже ночевал у Шаваева. Но доказательств, что сотрудник Минюста при этом знал, что помогает именно террористу, пока не найдено — в квартире у него, как это принято у горцев, постоянно “тусовались” соотечественники.
Корреспонденту “МК” удалось установить и еще одну подробность. Во время обыска у Шаваева нашли листок бумаги с номером телефона регистратора в паспортно-визовой службе подмосковного Клина. Кипкеев, напомним, был зарегистрирован как раз в Клину — по знаменитому “резиновому” адресу, где, кроме него, обрели незаконную регистрацию еще несколько сот кавказцев. Поэтому, наверное, можно предположить, что регистрацию Кипкееву устроил именно Шаваев. Но лишь предположить: пока неизвестно, кто писал записку. Чтобы установить это, нужна почерковедческая экспертиза.
Это на сегодня все доказательства вины Шаваева. Похоже, и следствие считает их не слишком убедительными. Не зря в Мосгорпрокуратуре официально комментировать это задержание до сих пор наотрез отказываются. Шаваев — далеко не первый и не единственный подозреваемый в деле о взрыве.