Бернардо Бертолуччи в прошлом году выпустил в прокат картину “Мечтатели”, которую критики поставили на один уровень с лучшими фильмами классика. Его ровесница Кира Муратова в этом году на Венецианском фестивале отпраздновала премьеру “Настройщика”, которую публика приняла на ура.
В ряду сверстников эти два режиссера стоят особняком, потому что они — те немногие, кто не выдохся и не впал в маразм. К своему 70-летию Кира Георгиевна отважилась доказать, что, несмотря на возраст, конъюнктуру рынка и зрительское равнодушие к кино как к искусству, она остается сильнейшим российским режиссером, чье имя на Западе ставят в один ряд с Тарковским, Сокуровым и Михалковым.
Общеизвестно, что Муратова не жалует прессу. Тем не менее в четверг, накануне своего дня рождения, Кира Георгиевна дала интервью “МК”.
— Вы открыли многих актрис. Кого бы из них назвали знаковым явлением для нашей эпохи?
— Вообще, “знаковый” — слово совершенно не из моего лексикона, я не очень хорошо понимаю, что это такое. Не буду оригинальной, назову Ренату Литвинову. Правда, у меня к ней субъективное отношение — это ведь я сделала ее актрисой. Она соединяет в себе модное и старомодное, умеет нравиться большинству и меньшинству, она и кукла Барби, и Марлен Дитрих. И все это в одном лице. Но, вообще, она ведь не просто актриса — она личность.
Из мужчин мне нравится потрясающий петербургский актер Бехтерев — но он не такой модный, а значит, не знаковый. А я ведь и не знаю, что это такое — “знаковый”. Назову, пожалуй, актерский состав фильма “Настройщик” — эти актеры мне все интересны.
— Вы как-то назвали “Настройщик” своим самым простым фильмом.
— Да, он нравится мне меньше, чем, скажем, предыдущий фильм, “Чеховские мотивы”. Но “Мотивы” были разруганы в прессе, от них отвернулся зритель. А “Настройщик” нравится даже тем, кто не воспринимает мое кино. Не знаю, почему это так. Как поется в песне у Земфиры: “Я не нарочно, просто совпало”.
— За рубежом ваши фильмы принимают всегда хорошо. Никогда не задумывались, каким должен быть российский фильм, чтобы его оценили на Западе?
— Понятия не имею. Мне кажется, в фильмах должно быть что-то национально-свойственное, а не что-то, похожее на Европу или Америку. Но ведь это то, что нравится мне. Если бы человечество разделяло мои вкусы...
— А вам бы хотелось, чтобы человечество разделяло ваши вкусы?
— Мне вообще хочется нравиться всем. Я, знаете, никогда не стремлюсь, чтобы мои фильмы были элитарными, авторскими, непонятными. Но в первую очередь мне нужно нравиться самой себе. И мои фильмы должны нравиться прежде всего мне самой. Если они нравятся мне и не нравятся больше никому, я все равно выбираю себя.
И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
Светлана Немоляева, актриса (“Короткие встречи”):
— Мне очень понравился сценарий “Коротких встреч”, я с радостью приняла приглашение. Жила я тогда очень скромно: теплых вещей было мало. И представляете, Кира как-то увидела, что я мерзну в старом пальто, и одолжила мне свою беличью шубку. Даже не на съемки, а просто так, поносить!
Озвучание фильма проходило в Питере. Я туда приехала, будучи уже беременной. Кира так трепетно ко мне отнеслась, угощала фруктами и всячески оберегала... Я с удовольствием смотрю ее новые работы. И искренне рада ее успехам. Желаю ей счастья, любви и как можно больше единомышленников в творчестве.
Алла Демидова, актриса (“Настройщик”):
— В “Настройщике” я снималась у Муратовой первый раз. Кира как-то не очень серьезно относится к этому фильму. А мне кажется, что у нее получилась абстракция современной жизни, причем не только одесской, а вообще какой-то нашей. Вроде бы сыграно даже и не абсурдно, а в итоге получается полный абсурд.
Сразу после съемок я подумала, что никогда больше не буду сниматься у Муратовой. Нервно, очень нервно. Но прошло время, я приехала на озвучание и увидела совершенно другую Киру, другого человека, с которым можно было поговорить, посидеть, она такая заботливая. Мы теперь часто перезваниваемся, и когда после озвучания она спросила: “Сниметесь у меня когда-нибудь?” — я ответила: “Если найдете мне роль, противоположную тому, что я сыграла, то с удовольствием”. Сейчас я думаю, что даже не в роли дело — я бы просто у нее снялась. Потому что хороший результат. Не так часто это бывает.