И в ногу с комсомолом теперь шагают и пионеры. Именно так в 1922-м решили назвать юных строителей коммунизма. Изначальное название “юный коммунар” было забраковано, этот термин вообще не прижился в Советской России — хотя, если бы не креатив большевиков, “ЮК” — так мог бы именоваться сейчас “МК”.
То, что необходимо искоренить. “Входящих ошарашивает свет “стосвечовки”. Балешник в самом разгаре. Ту-степ на полном ходу. Америка. Совсем Нью-Йорк... Тетюшах. Танго. Как бы изломанные вихляющиеся звуки. Прижимающиеся разгоряченные тела. Запах пудры, пота и вина. Карминные губы тихо вторят оркестру, вплетая в мотив непристойности. Музыка имеет запах. Запах танго — “аромат” кабаков и отдельных кабинетов... Кто-то сыплет матово-белый порошок на изгиб между большим и указательным пальцами. “Марафет”. Холодный яд.
— Ах, кокаин, мой кокаин, в тебя влюблен, как в Коломбину Арлекин, — на иссиня-бледном лице поющего обведенные темными кругами глаза, с гигантскими прыгающими зрачками.
— Тебя люблю, тебя хочу!..
Чем дальше в лес, тем больше дров: стон стоит в небольшой зальце... Светает...” (24.09.22 г.).
До чего доводят танцы. “На 16-й швейной фабрике одна девица увлеклась танцами настолько, что не приходила домой три недели. Говорят, что и в клубе 1 уп. Горрайона раскрашенные совмамзели лихо отплясывают танго и карапета” (05.02.22 г.).
Как комсомольцы борются с пьянством. “В десяти верстах от Дмитрова находится Синьковская волость. Председатель волости с мая месяца начал подпивать. Разгоняет гостей на свадьбе, а после трудов праведных валяется в болоте, у чайной. А милиционер Вязов стреляет из револьвера и проверяет документы у ребятишек. РКСМ, как организации, не захлестнутой самогонкой, предстоит большая задача — бороться с пьянством!” (18.08.22 г.)
На демонстрацию! “Часы бьют 7.
— Ах, боже мой, только в союз вступила, сразу обязанности, демонстрация вот... — Клавочка берет пуховку и наклоняется к зеркалу.
Карл Либкнехт с противоположной стороны стены, отражаясь в зеркале, сурово сверкнул глазами.
— Я и забыла, что член союза пудриться не должен принципиально, — быстро исправилась Клавочка” (03.06.22 г.).
Алешин сон. “...А ночью Алеше приснился сон. Идет Алеша по улицам Москвы. Совсем другое все стало: и дома, и улицы, и ворота, и люди... Вот написано “Коровий вал”, да не только на русском, а на каких-то трех языках. Вышел на Калужскую площадь — посередине памятник. Что-то очень уж знакомое: лоб широкий-преширокий, а лицо все в морщинах: старое-престарое, бородка небольшая. Посмотрел пониже, написано: Ленин. Алеша от изумления руками развел: Ильич” (01.05.22 г.).
В какой театр идти рабочему подростку? “Этот театр скромно приютился на Б.Никитской. Носит он название Теревсат — Театр революционной сатиры. И каждому рабочему подростку полезно его посетить, хотя раз. Прим. В театр можно ходить и без денег. Дирекция охотно выдает рабочей молодежи контрамарки” (05.02.22 г.).