Главная привилегия, которую дает депутатский мандат, — поучаствовать в дележке казенных денег. И сегодня в Госдуме намерены заняться именно этим: бюджет-2005 выносится на первое чтение.
Как и прежде, ставка делается на жесткую экономию. Все сверхдоходы от нефти, как и раньше, будут откладываться “на черный день” — лишь бы на людей не тратить. Промышленность, сельское хозяйство и социалка со всеми своими пенсионерами и инвалидами получат из казны ровно столько, чтобы не помереть с голоду. Солидная финансовая прибавка — благо деньги в казне есть — ждет только военных и сотрудников спецслужб. Которые, по разумению финансовых властей, тут же начнут защищать нас от террористов.
— Впрочем, финансирование спецслужб за последнюю пятилетку выросло ровно в пять раз, — отмечает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. — А жить от этого спокойнее не стало. И с такой финансовой политикой — не станет. Потому что, неразумно тратя деньги, государство само создает почву для терроризма.
— Михаил Геннадьевич, правительство уверяло нас, что с нового года они начнут планировать свои расходы по-новому. Деньги будут выделяться под конкретные задачи, а не под чиновников.
— Пока все это слова. Ни одной программы так никто и не увидел, а переход на новое бюджетное планирование плавно передвинули на 2006 год.
— В распределении госфинансов по большому счету ничего не изменилось?
— Сопоставления не вполне корректны. Даже глядя на подробное постатейное разбиение расходов, невозможно сравнить предстоящие траты с расходами в прошлые годы. Статья “Государственные расходы” включает, к примеру, одновременное финансовое обеспечение законодательных и исполнительных органов власти, международные расходы и содержание судебной системы. Тем не менее объединение этих видов государственной деятельности в одном месте можно понять. Однако с какого боку в эту же статью попали “фундаментальные исследования”, то есть большая наука? И таких примеров в бюджете-2005 — масса. Так все перепутали, что снизилась прозрачность.
— И все же, чем бюджет-2005 отличается от своих предшественников?
— Бюджет-2005 повторяет все недостатки нынешнего. В основе этого документа, как и прежде, лежит абсолютно странный прогноз экономического развития страны, который не имеет ничего общего с действительностью. Традиционно доходы занижены, а значит, занижены и возможные расходы. Можно зафиксировать в бюджете любую инфляцию (в бюджете-2005 записано, что цены вырастут максимум на 8%). Но достичь таких показателей в реальности не получится. А если инфляция на конец года окажется выше — это будет означать, что казна получит дополнительные инфляционные доходы. Цена барреля нефти обозначена в 28 долларов — при этом все сходятся во мнении, что на самом деле будет не ниже 32. Для примера: сейчас она стабильно выше 45 долларов за баррель. Значит, то, что делает правительство, — это не прогноз, а произвольное гадание.
— Но жить все-таки надо, особенно тем, кто рассчитывает на государственные выплаты. Что ждет их?
— В будущем бюджете денег намного больше, чем раньше. Расходы увеличиваются, но прежде всего на нужды ФСБ, МВД и МО. А денег на профилактику наркомании и поддержку одаренных детей выделяют все меньше и меньше.
Когда заменяли натуральные льготы денежными выплатами, правительство гордо отрапортовало: с будущего года нагрузка на бюджет по этим направлением достигнет 180 млрд. рублей против 27 млрд. рублей в этом году. То есть денег людям пойдет больше. В реальности же с учетом инфляции расходы на соцполитику сократились на 1,5% по сравнению с 2004 годом. Более чем на 6% уменьшили расходы на образование. Сократились расходы на ЖКХ — на 28%. Впрочем, уменьшение господдержки коммунального хозяйства не столь существенно: из госказны на это денег мало выделялось всегда. Тем не менее это знаковое явление. Потому что резко возросла доля расходов на оборону и безопасность. Это наглядно показывает, кто в стране хозяин. И на кого ориентируется государство. Если сравнить расходы на оборону пять лет назад и сейчас, получится, что содержание армии подорожало почти в пять раз. МВД и ФСБ — почти в четыре раза. Если раньше можно было говорить о том, что силовые структуры недофинансированы, сейчас — нет. При этом никаких особых успехов в области повышения защищенности граждан нет. Сегодня террористы гуляют по стране более свободно, чем в 2000 году.
— Бюджетная политика не имеет отношения к заявлением президента о приоритетной для страны борьбе с бедностью?
— Невозможно бороться с бедностью, снижая удельный вес социальных расходов. Так же, как невозможно удваивать ВВП, не увеличивая расходы государства на экономику. Когда раньше заходила речь о модернизации экономики, говорили: нет денег. Сейчас казна полна. Есть стабилизационный фонд ($29 млрд.), золотовалютный резерв Центробанка ($90 млрд.). Эти финансовые возможности сопоставимы с ресурсами всего бывшего СССР.
Однако из бюджета страны следует, что эти деньги могут тратиться только на выплаты процентов по внешнему долгу и на затыкание дыр в Пенсионном фонде.
То есть вместо того, чтобы использовать эти средства для решения каких-нибудь общественно значимых задач, мы копим гробовые. Потому что когда нефтедоллары кончатся — денег из стабфонда хватит только на год-полтора.
— Власти обещают, что уже весной будут разработаны механизмы расходования денег из госрезерва...
— Правительство обещает, что стабилизационный фонд к концу следующего года вырастет до 795 млрд. рублей. Однако все сверхдоходы окажутся ниже этой суммы на 110 млрд. рублей. И по странному стечению обстоятельств внешние займы в 2005 году точно совпадают с этой цифрой. Выходит, в бюджете уже заложено, что правительство будет брать западные кредиты! Даже не для того, чтобы выплатить досрочно долги или решить еще какую-нибудь задачу. А чтобы закопать средства в очередном стабилизационном фонде — вместо того чтобы развивать экономику.
Не зря говорят: скупой платит дважды. Такой недальновидной социально-экономической политикой власти создают очаги напряженности. Которые в отдельных регионах приобретают форму терроризма. Бороться с причиной, а не следствием, у нас пока не научились. Или не хотят?..