В субботу стало известно, что не менее 200 подследственных московского СИЗО №1, известного как “Матросская Тишина”, пригрозили начать голодовку в случае, если администрация тюрьмы не удовлетворит их требования. Скорее всего их подняли на бунт “воры в законе”.
Пресс-служба Управления исполнения наказаний по Москве подтверждает факт жалоб подследственных. Они недовольны рационом и количеством пищи; не хотят выходить на ежедневную прогулку в полном составе камеры, как того требуют “Правила внутреннего распорядка”; недовольны плановыми проверками камер и личными досмотрами, которые, по их мнению, проводятся очень часто; не хотят перемещаться в другие камеры из-за ремонта в СИЗО: недовольны тем, что общие камеры переполнены (это тоже вызвано ремонтом); возмущены ограничением перечня продуктов питания, принимаемых в передачах от родственников.
Пресс-служба УИН обращает внимание на то, что все заявления от подследственных, “слово в слово повторяют друг друга и написаны как будто под копирку”.
По данным пресс-службы, за акцией неповиновения стоят “воры в законе”. А “истинной причиной подготовки” этой акции является недовольство авторитетов криминальной среды тем, что в СИЗО администрацией ведется работа по противодействию проявлениям криминальной субкультуры, ограничению ее влияния на основную массу обвиняемых, воспрепятствование сбору “воровского общака”, а также активная борьба с межкамерной связью в СИЗО”. Воры же пытаются восстановить контроль над тюрьмой.
Представители правозащитных организаций, с которыми нам удалось связаться, в один голос связывают угрозу голодовки с появлением в “Матросской Тишине” “вора в законе” Вячеслава Иванькова — Япончика. Именно он, по их мнению, как носитель старых воровских традиций, мог поднять заключенных на бунт.
К тому же, по нашим данным, перед самым появлением Иванькова в СИЗО, 13 июля, там был проведен “большой шмон”. Начальник УИН по Москве генерал-майор внутренней службы Злодеев, почти по “тревоге” поднял все подразделения управления. Большую группу сотрудников направили в “Матроску”, где операция закончилась далеко за полночь. Искали прежде всего мобильники, а не традиционные наркотики и деньги. Видимо, не хотели дать Япончику сразу связаться с друзьями.
Чем недовольны зэки:
1. Питание.
Пищеблок в “Матросской Тишине” один и для СИЗО, и для специзолятора, где сидит Ходорковский. Меню для всех арестантов рассчитывается из стандартной суммы — 25 руб. 39 коп. на человека в день. Обязательно присутствие мяса, рыбы и свежих овощей. Чаще всего дают перловку. Ее добавляют в супы, из нее варят каши и готовят гарнир. По распоряжению врача черный хлеб могут заменить на белый.
Любому зэку разрешено хранить продовольствия до 50 кг. Продукты ему могут передавать хоть ежедневно — главное, чтобы за месяц набежало не больше 30 кг. Кроме того, он может купить себе еду по безналу в тюремном “магазине”. Ассортимент товаров в нем ограничен и определен специальным перечнем, т.н. приложением №2. Когда узнику хочется сладостей, сервелата, копченой курицы или пиццы, он пишет заявление начальнику СИЗО и предъявляет денежную квитанцию. Заказ приносят в камеру и вручают под расписку.
2. Прогулки и распорядок.
У всех заключенных любых СИЗО подъем в 6 утра, отбой — в 10. Один час в сутки — прогулка во внутреннем дворе. Раз в неделю 15 минут бесплатного душа. Можно чаще, но за деньги.
3. Проверки.
Шмоны и плановые проверки на поиск мобильников и наркотиков проводятся раз в три месяца. В экстренных случаях это делается и чаще.
Списки разрешенных к передаче вещей и продуктов в СИЗО “Матросская Тишина”.
1. Сахар (в п/э пакете) 2 кг
2. Сало (соленое или копченое, но только сало) 3 кг
3. Колбаса (с/к, в/к) 3 кг
4. Сыр (твердых сортов и колбасный) 3 кг
5. Рыба (х/к) 2 кг
6. Овощи (лук, морковь, редька, чеснок, редис, свекла, репа) по 2 кг
7. Фрукты (яблоки, апельсины, грейпфруты, лимоны, мандарины) по 2 кг
8. Сгущенное молоко (перелить в пласт. тару) 1,2 кг
9. Печенье, пряники, сухари, сушки, вафли по 3 кг
10. Конфеты, мармелад, шоколад, козинаки, халва 2 кг
11. Сухофрукты (без косточек), орехи 2 кг
12. Чай 2 кг
13. Кофе, какао (в п/э пакетах) по 0,5 кг
14. Мед 1 кг
15. Хлеб, булочки 3 кг
16. Масло сливочное 0,5 кг
17. Масло растительное 0,5 л
18. Табачные изделия (распечатать, упаковать в п/э пакет) б/огр.
19. Ложка деревянная
20. Миска пластмассовая или эмалированная
21. Кружка пластмассовая или эмалированная
22. Одноразовая посуда
23. Кипятильник (до 700 Вт)
24. Мыло
25. Мыльница
26. Зубная щетка, футляр, зубная паста
27. Полотенце, мочалка
28. Станок для бритья (безопасное лезвие)
29. Крем для бритья в пласт. упаковке (без спирта)
30. Сухой дезодорант
31. Фотографии 2 шт.
32. Конверты, ручки (синие, черные)
33. Тетради, писчая бумага
34. Спортивный костюм
35. Тапочки
36. Нижнее белье, носки
37. Сумка, пакеты
38. Постельное белье
ИЗ ДОСЬЕ “МК”
ГОЛОДОВКИ В МОСКОВСКИХ ТЮРЬМАХ
8 сентября 1994 г. — 4 тыс. заключенных Бутырской тюрьмы (СИЗО №2) объявили о начале голодовки и потребовали улучшения условий содержания. После переговоров с сотрудниками МВД и прокуратуры 10 сентября голодовка была прекращена.
12 февраля 2000 г. — в Москве в СИЗО №1 (“Матросская Тишина”) 1,5 тыс. заключенных отказались от завтрака. По официальной версии, они требовали улучшения бытовых условий. По другим данным, голодовка была инициирована с воли. Во второй половине дня голодовка была прекращена.
28 августа 2001 г. — 400 несовершеннолетних заключенных СИЗО №5 отказались от завтрака и обеда в защиту притесняемого в Бутырке “вора в законе” Бадри Когуашвили. Целью была поддержка массовой голодовки “старших товарищей”, о которой им сообщили по тюремной почте. К ужину акция была прекращена.
18 мая 2003 г. — в Бутырском СИЗО 15 подследственных объявили голодовку. Поводом для акции протеста стало решение тюремного начальства изъять из камер зимние вещи. На следующий день голодовка была прекращена.