В выходные в совхозе “Московский” прошел съезд “Яблока”. В отличие от коммунистов, “яблочников” не очень лихорадило — только три человека публично кинули камушки в Явлинского, но его все равно переизбрали председателем. Маленькой сенсацией съезда стало публичное покаяние Григория Алексеевича перед партией и избирателями: он взял на себя личную ответственность за провал на парламентских выборах.
В начале действа зал встал и почтил минутой молчания Юрия Щекочихина, умершего ровно год назад. А дальше занял трибуну почти на полдня Григорий Явлинский. Вот, например, о чем он говорил.
О ПРОВАЛЕ НА ВЫБОРАХ:
“Демократическая партия не может развиваться в условиях авторитарного государства. Но тем не менее я беру личную ответственность за поражение партии. Это моя личная проблема. Это моя главная ответственность. Поражение в том, что мы не рассказали доходчиво про вещи, о которых знали. Мы проявили интеллигентную мягкотелость. Поэтому люди перешли к тем, кто хотел “распределить” или “этого в тюрьму!”.
О ПУТИНЕ:
“Мы внятно не донесли до граждан отношение к президенту Путину. Вроде бы мы вообще-то “против”, а так — “за”, или где-то мы “за”, а вот тут — “против”. Мы же не партизаны — обязаны были что-то делать, а не сидеть с умным видом”.
О СТРАТЕГИИ:
“Мы должны еще в более рьяной форме стать оппозицией и президенту, и правительству, и “Единой России”.
ПРО ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ КОАЛИЦИЮ:
“Мы ведем переговоры. Иваненко ведет консультации в “Комитете-2008”, Задорнов — в “Демократической альтернативе”. Одна из наших серьезных ошибок — мы недостаточно однозначно и жестко отмежевались от тех, кто представлял все это время курс полукриминальных, корпоративных реформ. Все, что сейчас происходит с бизнесом, не столько лежит на совести этого бизнеса, сколько на совести тех, кто это все сделал. Мы готовы протянуть руку для рукопожатия левому крылу, но не пойдем на союзы с теми, кто считает себя наследниками Сталина, Ленина и Берии”.
По словам нашего источника, маленький ажиотаж произошел уже поздно вечером, за закрытыми дверями, когда Явлинский предложил съезду поправку об ограничении пребывания на своем посту председателя двумя четырехлетними сроками. При этом он предложил исчислять срок с 1995 года — момента образования общественного объединения “Яблоко”. Дескать, полномочия мои истекли еще в прошлом году, поэтому давайте по-демократически — выберем вожака. За подобный расклад проголосовали только 3 человека... Но это отнюдь не значит, что все жаждут видеть своим лидером Явлинского. Наш собеседник сообщил, что почти ночью съезд 190 голосами переизбрал Явлинского на посту председателя, но на втором месте — 59 голосов — оказался Юрий Кузнецов, лидер свердловской парторганизации. Этот 43-летний бизнесмен известен тем, что в прошлом году на областных выборах чуть не переиграл Эдуарда Росселя.
Также за закрытыми дверями были внесены поправки в Устав партии. Как уже предполагал в субботу “МК”, главным руководящим органом партии стало бюро РДП, которое отныне избирается напрямую съездом. К бюро, которое собирается раз в месяц, перешли функции президиума и Федерального Совета.
Все бы прошло на съезде интеллигентно, но вдруг в здании начали появляться люди, которые украдкой, озираясь по сторонам, начали раздавать журналистам тексты следующего содержания: “Времена, когда Явлинский мог один с телеэкрана уговорить достаточное количество людей проголосовать за “Яблоко”, безвозвратно минули. Яркой команды вокруг нет. Все, кто проявляет лидерские качества, то есть может составить конкуренцию, вынуждены уйти. Объявляем о создании демократической платформы в “Яблоке”, оппозиционной нынешнему руководству. Подписи: Захаров (Москва), Камышев (Иркутск), Чаженгин (Петрозаводск)”.
Впрочем, интриги трех раскольников нисколько не смутили ни Явлинского, ни его окружение. Просто все предпочли не муссировать факт их существования, назвав происходящее “сугубо внутренней критикой, к которой мы прислушиваемся”. Раскольники действительно не играли никакой роли на съезде — даже не выдвинули своих кандидатов на пост председателя партии.