Дитера Блюма называют самоучкой с фотоаппаратом, “щелчок которого похож на удар хлыста”, а еще авантюристом, преодолевающим все препятствия на пути к выбранному сюжету. Сегодня в Доме фотографии открывается выставка прославленного немецкого фотохудожника “Тело и вдохновение”.
Дитер Блюм родился в Эсслингене в 1936 году. Фотографией заинтересовался еще в раннем детстве, а свою творческую карьеру Блюм начал, снимая автомобили и музыкантов.
В середине семидесятых Блюм делает серию фотографий, посвященных Африке, и издает в 1976 году фотоальбом “Африка — очарование континента” с текстами африканского поэта и политического деятеля Леопольда Сенгоры. “Африка” имела столь оглушительный успех, что издатели пригласили Блюма в качестве автора книги о “советском архипелаге”. И в 1980-м появится на редкость откровенный альбом Блюма “СССР: путешествие — открытие богатой страны”.
А вскоре Блюма увлечет танец, и он удостоится еще одной характеристики — “фотограф, танцующий с камерой”. Как признается сам Блюм, его обращение к теме танца не было случайным. Впервые он увидел танец через объектив фотоаппарата во время инициации девочек в африканском Серенгети. “Постепенно, в течение многочасового ритмического кружения дети входили в экстаз, — вспоминает Блюм, — удаляясь в область бессознательного, недоступного в иное время”.
С тех пор танец становится для Блюма одним из ведущих направлений в его творчестве. Он работает с артистами классического балета и современного танца, создает уникальные портреты Майи Плисецкой, Александра Годунова, Михаила Барышникова, Владимира Малахова. Фотокамера Блюма проникает в самую суть танца, схватывая наиболее эффектные па, движения, невесомые, пронзающие сцену полеты танцовщиков.
Выставка “Тело и вдохновение”, запечатлевшая артистов Штутгартского балета, — это обнаженные тела и фантастическая энергия, пронизывающая танец обнаженных артистов. Дитеру Блюму удается не просто раздеть танцовщиков, а показать, как красивы и таинственны нагие тела, как притягателен танец, не скованный традиционным балетным костюмом. В этой фотосерии каждый найдет для себя что-то необычное: одни — сам танец, другие — тренированные тела, третьи — эротизм и чувственность. Все фотографии серии сняты в мастерской, затем оцифрованы и перенесены на виниловую основу большого формата. Тираж Блюм ограничил десятью экземплярами.