Лето в Москве — не для слабонервных. От первых двух месяцев только и ждешь, что урагана, Дня десантника и дыма с торфяников. А одна напасть уже пришла: тополиный пух снова окутал столицу. И даже если он не наносит вред вашим легким или глазам, то все равно действует на нервы.
Это показал мини-опрос, устроенный “МК” на улицах города. Из сотни опрошенных только десятерым все оказалось “по барабану”. Еще у 10% родственники всю жизнь страдают от аллергии. Несколько молодых людей высказались оригинально: “Эх, курить нельзя — пух в рот залетает”. А мнение большинства было однозначным: “Осточертело!” Самих аллергиков мы на улице так и не встретили: в эти дни они предпочитают отсиживаться дома. Даже сколько их в Москве — неизвестно.
— Точной статистики по аллергикам не ведется, — говорит сотрудник Института аллергологии и иммунологии Людмила Стась. — Кстати, и аллергической реакции собственно на пух не бывает. Есть аллергия на пыльцу тополя, но это в апреле—мае. Летом горожан подстерегает аллергическая реакция на цветение луговых злаковых, а тополиный пух выступает как разносчик пыльцы. У аллергиков появляются признаки конъюнктивита, бывает заложен нос, краснеют глаза, возникают бронхоспазмы...
Врачи рекомендуют им как можно чаще принимать душ и носить очки. И, само собой, принимать антиаллергенные препараты. Ирина, провизор одной из аптек, сказала нам, что сейчас она продает 10—15 наименований антиаллергенных препаратов в день.
Но если для большинства горожан тополиный пух или пыльца означают аллергию, то для московских пожарных — это геморрой (в переносном смысле слова). Очумевшие от каникул школьники поджигают пух, и это зачастую приводит к серьезным последствиям. Так, в прошлом году огонь перекинулся на гараж. А несколько лет назад от “тополиного” пожара пострадал пьяный гражданин, заснувший прямо на засыпанном пухом газоне. Правда, как сообщили нам в Управлении противопожарной службы ГО и ЧС Москвы, в этом году возгораний пуха пока не наблюдалось.
Понятно, что с городскими тополями надо что-то делать. Но ясно и то, что вырубать их по всей Москве никто не будет. Поскольку польза от них превышает вред: только одно дерево поглощает за лето почти 200 кг углекислого газа, причем эту способность тополь не теряет, даже если на нем нет листьев.
Поэтому специалисты сейчас рубят только совсем старые и больные деревья, а остальным обрезают кроны. Эти работы, как сообщили нам в “Мосзеленхозе”, производят только по конкретным заказам, которые исходят в основном от строителей и дорожников.
Ну а во многих старых московских двориках, где строек нет, тополя роняют пух безо всяких помех. Так и лежит он белым ковром. Разве что рядом окажется школьник со спичечным коробком... Так что с тополиным пухом, увы, придется мириться до первых чисел июля, когда цветение растений-аллергенов в основном закончится.