Покопакорис и золото инков

Более 400 лет легендарное золото инков не дает покоя, будоражит воображение, увлекает в сложные экспедиции. Десятки тысяч людей уже пробовали отыскать таинственное эльдорадо аборигенов Южной Америки, тысячи из них заплатили собственными жизнями за этот “золотой мираж”, но поток смельчаков все не иссякает. Известный путешественник Яцек Палкевич предпринял недавно одну из самых серьезных попыток добраться до заветной цели. И быть может, самую удачную.

— Есть все признаки того, что наша экспедиция уже оказалась буквально в шаге от места, где находилась последняя столица инков Паитити. Думаю, в следующем году удастся туда добраться.

Если это произойдет, все мы можем оказаться свидетелями самых ценных за всю историю археологических находок: как считают исследователи, в Паитити спрятаны целые горы драгоценностей.


Он пронесся по редакции метеором. Даже когда Яцек рассказывал о своих приключениях, чувствовалось: Палкевичу хочется не разговоров, а действия, у него масса планов и дел, которые хорошо бы начать прямо сейчас.

Пан?.. Или сеньор?.. Поляк по происхождению, живет в Италии... Правда, и тут “нестыковочка”: вот уже более тридцати лет по крайней мере шесть месяцев в году Яцек проводит в экспедициях по всему “шарику”. За это время он, неугомонный, стал самым знаменитым путешественником современности. Палкевича даже включили в список “Последнее поколение первооткрывателей”.

Для начала он закончил факультет журналистики в Милане. Однако уже через год сдал экзамены на штурмана и отправился бороздить моря-океаны. Полинезия, Индокитай, Латинская Америка... Через два года морские странствия надоели, и Палкевич отправился трудиться на золотоносные копи в Гане. Потом была работа офицером охраны на алмазном руднике в Сьерра-Леоне. (“Мы патрулировали на джипах огромную территорию, — вспоминает Яцек, — гонялись за нелегальными искателями алмазов, то и дело вступая с ними в перестрелки...”) Возвратившись наконец домой — в городок Бассена-дель-Граппа под Венецией, Палкевич вновь вспомнил о профессии журналиста и подготовил несколько “забойных” публикаций о житье-бытье в экзотических странах для еженедельника “Дженте”.

Дальше все могло бы сложиться для него очень гладко: благодаря успеху статей Яцек получил возможность колесить по миру в качестве спецкора, но это показалось чересчур “пресно” — искателю острых ощущений явно не хватало адреналина. Впрочем, идеи новых приключений не заставили себя ждать.

— В 1975 году я отправился в одиночное морское путешествие: за 44 дня пересек Атлантический океан — от Дакара до Джорджтауна — на маленькой спасательной шлюпке “Пати”. А через некоторое время поехал в Штаты и там, в Аризоне, закончил курс выживания. Кроме того, я прошел еще и спецподготовку в Израиле, поступив в известную школу антитеррора, созданную Лео Глейзером.

Накопленным опытом Палкевич решил поделиться с другими. В 1983 году он организовал первую в Европе Академию выживания. Заниматься к Яцеку приезжали военные пилоты, студенты, домохозяйки, бизнесмены. Казалось, занятия с курсантами целиком поглотили его... Но ненадолго. Палкевича неудержимо тянуло в далекие края. Малоисследованные. Совсем не исследованные.

— Мне очень хотелось побывать в отдаленных районах Вьетнама. В 1992 году удалось поселиться на некоторое время в деревне племени джорай, которое до сих пор живет среди джунглей в изоляции от остального мира.

Вслед за вьетнамскими аборигенами он отправился к другим дикарям — в тропические леса Венесуэлы к индейцам йаномами, в островную глухомань Индонезии к каннибалам из племени бауси.

В 1996 году Яцек решил удовлетворить свое любопытство и узнать точно, где же начинается Амазонка. Экспедиция, организованная неугомонным путешественником, сумела пробиться в недоступные до той поры горные районы Анд и там на пятикилометровой высоте нашла исток знаменитой реки. Специалисты признали это последним географическим открытием ХХ века.

Его мотает с континента на континент: Палкевич раскапывал останки динозавра в пустыне Гоби и проваливался под лед вместе со своей оленьей упряжкой на пути к полюсу холода в Якутии, пересекал Сахару на верблюдах и путешествовал по Вьетнаму на слонах... А несколько лет назад путешественник заболел еще одной “географически-приключенческой” идеей: разыскать в дебрях Амазонии таинственный город-призрак, уже многие столетия хранящий богатства империи инков.

* * *

“Остров сокровищ”? Да об этой “мелочевке” просто смешно и вспоминать! Старина Стивенсон промахнулся с сюжетом, ему бы надо было закрутить приключения своих героев вокруг поисков несметных богатств древних обитателей Южной Америки — вот уж где настоящий масштаб!

В 1532 году испанец Франсиско Писарро, взяв в плен последнего вождя инков Атауальпу, потребовал от аборигенов в качестве выкупа за него столько золота, сколько могла вместить огромная комната дворца. И к удивлению европейцев, такое фантастическое количество драгоценного металла аборигены собрали, причем это была лишь часть сокровищ, хранившихся к тому времени в храмах и дворцах их столицы.

— Существование “золотого города” Паитити подтверждает документ, обнаруженный не так давно в римском архиве ордена иезуитов, — рассказывает Палкевич. — Специалисты изучили эту рукопись, составленную в конце XVI века, и подтвердили ее подлинность. В манускрипте есть сведения о том, что монах Андреа Лопес, директор Коллегии иезуитов в Лиме, стал первым белым человеком, который сумел побывать в древнем городе, где стояли храмы, сверху донизу покрытые золотом.

В руках монаха-иезуита Эдмунда Шелига — основателя Института фитотерапии Анд в Лиме — оказалось даже “вещественное доказательство”: в свое время некий индеец из племени пиура подарил ему золотой топорик, принесенный из Паитити. А в нашей экспедиции принял участие священник Хуан Карлос Полентини. Уже долгие годы он является настоятелем местного католического прихода и не раз слышал рассказы индейцев о скрытой в джунглях старинной крепости с несметными золотыми сокровищами. Полентини в течение 30 лет пытался отыскать этот загадочный город, но безуспешно. В качестве провожатых он брал индейцев-мачигенгас, предкам которых поручена была охрана золота. Однако эти аборигены порой уводили священника совсем в иную сторону, а порой вовсе отказывались идти дальше: якобы они боятся гнева злых духов, запрещающих заходить в эти края. Как тут не вспомнить легенду о том, что перед смертью своей вождь Атауальпа предал проклятию всех, кто когда-нибудь посягнет на главные богатства империи! В Латинской Америке существует даже пословица: “Побежденный побежден, но победитель обречен”.



* * *

Тонны, многие тонны золота. Ритуальные скульптуры, слитки, посуда, мебель, украшения... Историки сходятся во мнении, что основная часть инкских сокровищ спрятана где-то в дебрях Амазонии.

Пожалуй, можно назвать эти места полюсом недоступности, хотя у географов и путешественников в ходу иной “эксклюзивный” термин: сельва. Километры и километры сплошных тропических зарослей, настоящий “зеленый ад”. Страшная жара, высокая влажность, мириады кусачих насекомых норовят истерзать тело, среди стволов и камней притаились ядовитые змеи... Двигаться вперед можно лишь ценой неимоверных усилий — прорубая дорогу сквозь чащу топорами и тяжелыми ножами-мачете.

Самый большой клад на земле пять веков ждет своего открывателя. Охотников за такой суперудачей было немало — отчаянные головы, любители риска. Результат их поисков пока что практически нулевой, зато жертв на пути к легендарному золоту инков было уже предостаточно. Яцек Палкевич перечислил лишь некоторых неудачников:

— В 1925 году пропал со своими спутниками полковник британской армии Перси Форсетт (между прочим, именно он стал прообразом знаменитого героя боевиков Индианы Джонса). В 1970-м в амазонской сельве бесследно сгинула франко-американская экспедиция под руководством Сержа Дебрю. Его отец, министр в правительстве Шарля де Голля, тогда поднял на ноги всех, не скупился на расходы, чтобы отыскать сына и его товарищей, но безрезультатно. Лишь десять лет спустя участники другой экспедиции обнаружили в амазонских дебрях кое-какие предметы, явно принадлежавшие членам группы Дебрю. Наиболее вероятно предположение, что эти искатели приключений погибли от рук воинственных индейцев-покопакорис... А совсем недавно, в 1997 году, в малоизученном районе Рио-Колорадо на территории Боливии пропал норвежский ученый Ларсен Хафскьёльд, который довольно долго занимался тайной Паитити...

Столь печальный опыт предшественников отнюдь не пугает самого Палкевича. Вот уже около четырех лет он пытается разгадать “золотую загадку” империи инков. В прошлом году, после тщательных исследований и подготовительных работ, он отправился наконец в путь. Цель Яцека и его спутников — таинственные постройки, скрывающиеся в глубине девственного тропического леса на восточном предгорье перуанских Анд, в долине реки Рио-Альто-Мадре-де-Диос.

— По нашему заказу с американского спутника был сделан специальный снимок этой территории. Благодаря большому разрешению полученного изображения можно сделать однозначный вывод, что там, на плоскогорье, сохранились древние сооружения. Мы уверены, что это и есть остатки города Паитити, где скрыты сокровища империи инков.

Экспедиция проходила под патронатом премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, президента Польши Александра Квасьневского и президента Перу Алехандро Толедо. А с Рикардо Маркесом, вице-президентом этой страны, где предстояло работать, мы установили постоянные контакты. Впрочем, местные специалисты-археологи традиционно относятся к энтузиастам — искателям золота инков — с настороженностью и подозрительностью. Вдруг эта заезжая публика станет самостоятельно заниматься раскопками?! Предлагали даже, чтобы в группе были два руководителя: я и кто-нибудь из перуанцев. Но такое двоевластие, конечно же, невозможно... Тогда нам поставили условие: регулярно передавать всю информацию о работе экспедиции в Лиму, в Институт культуры.



* * *

— Наша группа получилась очень многочисленной. Помимо двадцати ученых-специалистов шли еще 40 человек технического персонала, в том числе вооруженные полицейские и несколько индейцев-носильщиков из племени уачипаирес. Часть людей помогло отобрать Географическое общество Перу, другие — мои старые знакомые, с которыми довелось делить тяготы прежних путешествий. Национальный состав очень пестрый: представители Италии, Польши, Аргентины, Перу. Были и русские — гляциолог Сергей Ушнурцев, гидромелиоратор Римма Хайрутдинова, геофизик Владимир Глазунов, а энергичнейший Леонид Круглов занимался съемками документального фильма для одного из российских телеканалов.

Оснащение было предусмотрено на самом современном уровне. Мы взяли с собой электронное навигационное оборудование, георадар, по бездорожью тащили даже 40-килограммовый электрогенератор! У нас имелись и телефоны спутниковой связи, так что из самой чащи тропического леса можно было связаться с любой страной, подать о себе весточку родным и близким. Однако в случае возникновения реальной опасности все равно приходилось рассчитывать только на собственные силы.

А опасности такие возникали чуть ли не каждый час. Наших “мачетерос” — молодых ребят, прорубающих проход в непролазных переплетениях стволов и ветвей, — не раз атаковали змеи, притаившиеся в зелени. Кроме ядовитых и хищных животных приходилось опасаться также и встречи с индейцами-покопакорис. Название этого дикого племени переводится как “стражи золота”. Вероятно, их предки были тесно связаны с инками, а нынешние “стражи” избегают любых контактов с цивилизацией и очень агрессивно ведут себя при встрече с чужаками.

В итоге этих индейцев мы так и не увидели, зато встретились с дикарями из племени мачигенгас, от которых тоже можно было ожидать неприятностей. Наш переводчик Хуан вступил в переговоры с единственным из индейцев, который видел до той поры белого человека (для остальных его соплеменников мы были кем-то наподобие инопланетян!), и попытался узнать что-нибудь о дороге к заброшенному городу Паитити. В ответ абориген лишь улыбнулся и указал в ту сторону, откуда мы пришли. Настоящий партизан!



* * *

Экспедиция все глубже забиралась в “зеленый ад”. За последнюю неделю путешествия удалось продвинуться вперед только на 6 километров. (“Это еще вполне приличная скорость продвижения по сельве, — улыбается Яцек Палкевич. — А вот наш предшественник американец Хамильтон Райс за целый год смог продвинуться по таким зарослям всего лишь на 50 километров!”) Трудовой подвиг путешественников был, наконец, вознагражден — группа достигла “месеты” — плоскогорья, на которое, судя по всему, еще никогда не ступала нога цивилизованного человека.

— Увиденное там вызвало всеобщий восторг. Мы обнаружили следы древних каменных построек и сильно заросшее озеро правильной квадратной формы. Все это очень точно совпадает с описаниями, сохранившимися в устных преданиях и в некоторых старых документах. Вероятнее всего, найденные нами остатки строений являются пригородом последней столицы инков.

Однако добраться до таинственного Паитити нашей экспедиции не удалось: слишком много времени, сил и средств было уже израсходовано к тому моменту. Люди очень устали, у некоторых даже возникли проблемы со здоровьем. Постоянно давящее чувство опасности и частые стрессы измотали нервную систему — в группе стали возникать конфликты. Вдобавок ко всему у нас заканчивался запас продуктов... Так что придется вновь возвращаться в эти места через год, и уж тогда-то, я уверен, мы доберемся до таинственного “золотого города”.

Если все так однозначно, не пора ли Палкевичу готовить чемоданы и ящики для погрузки инкских богатств?

— Нет-нет, — машет рукой Яцек. — Никакого золота! Нужно учитывать, что Перу — это археологическая “столица” всей Южной Америки, там очень строгие законы на сей счет. Еще когда я только готовил экспедицию в сельву, меня предупредили: если обнаружим какие-то древности, порядок в этой археологической зоне нарушать никоим образом нельзя — ни расчищать территорию, ни раскапывать памятники... А уж если попытаешься самостоятельно что-то вывезти оттуда, за это можно сразу угодить в тюрьму. Так что успех в открытии тайны золота инков даст мне только лишь моральное удовлетворение... А вообще-то, как считают некоторые мои друзья, может быть, даже и хорошо, что мы не достигли пока Паитити. Самая знаменитая легенда Южной Америки продолжает будоражить людское воображение, зовет в путь. А это самое главное.

Для меня вообще важно путешествие само по себе, а вовсе не его цель. Процесс поиска даже ценнее результата. Ведь путешествия, приключения — это моя профессия. Даже если в наше время на Земле уже практически нельзя сделать никаких географических открытий, все-таки можно отправиться “за горизонт”, чтобы увидеть все по-новому, по-своему... Еще есть места, где не ступала нога человека, есть затерянные уголки, где двигаться можно лишь наугад, без дорог... Нет, я не отрекаюсь от благ, которые дает человеку современная цивилизация. Я их ценю и люблю, но вовсе не собираюсь жертвовать ради них ни свободой, ни своим любопытством.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру