Фестиваль искусств “Черешневый лес” подобрался к наиболее сложным жанрам. В Доме музыки на Космодамианской набережной звучал Рахманинов...
Перед входом взад-вперед катали темно-бордовый “Роллс-Ройс” в сопровождении джипа — этакий штришок, добавляющий веса происходящему. Каждого слушателя, протиснувшегося через три кордона охраны, встречали бумажным кульком со свежей черешней, выдавали программки на хорошей бумаге с большим и довольно редко тиражируемым портретом Рахманинова. По ободу авансцены поставили 26 трехлитровых банок с тугими букетами распустившихся пионов, ароматом которых в полной мере могли довольствоваться лишь зрители первых рядов. Как видно, организаторы придавали значение “мелочам”, поэтому все ожидали, что подобная скрупулезность будет выдержана и по отношению к музыке.
Однако осечка. Солировать на фортепиано в Третьем концерте Рахманинова должен был (согласно анонсу) интересный молодой пианист Аркадий Володось, но где-то за неделю до концерта по неизвестным причинам он отказался от участия. Тогда пригласили Дениса Мацуева. Надо сказать, Мацуев уже не в первый раз выступает в качестве “достойной подмены”, сдерживающей зрителя от разочарования. Например, когда он в том же качестве играл на концерте с Госоркестром Горенштейна, у рояля лопнула струна и Мацуев минут пятнадцать героически вытягивал вещь, несмотря на дикое дребезжание инструмента.
Артистично, энергично солировал Мацуев. Но Спиваков, дирижирующий Национальным филармоническим оркестром, заставлял по ходу солировать каждую группу инструментов: из духовых, ударных, струнных, — поэтому пианисту никак не удавалось стать единым энергетическим образом произведения. Солисты в оркестре делали не меньше. Но в случае с Мацуевым акцент остался на таланте Рахманинова, а в случае с Володосем он мог бы переместиться на необычную интерпретацию пианиста, что и задумывалось первоначально.
А Владимир Теодорович в качестве дирижера был, как всегда, невозмутимо свеж, светел и легок в обращении даже с тематически сложными рахманиновскими линиями, особенно во втором отделении на “Симфонических танцах” (их исполнение всегда было признаком хорошего тона — богато и стройно раскрашенное произведение американского периода Рахманинова, писанное в начале Второй мировой войны).Что интересно, именно на программке концерта Спивакова (а более нигде) в строке приглашающих, где обычно указываются фирмы-спонсоры, прозвучало имя Юрия Башмета. Получилось, что Юрий Башмет приглашает на концерт Владимира Спивакова. Красиво. И не случайно. Любопытно, а на концерт Башмета (26 мая) пригласит Владимир Спиваков? От любого соприкосновения этих фамилий публика все еще ждет скандала.