Сотни курсантов в форме солдат времен Второй мировой войны разворачивают в предместьях городов полевые кухни, расставляют палатки. Гудят танки, горят заводы и взлетают на воздух автомобили.
Режиссер Валерий Тодоровский позабыл на время обычные телесериалы и решил экранизировать фронтовые воспоминания своего отца. К делу он подошел со свойственным ему размахом. Говорят, что двенадцатисерийный фильм “Курсанты” по своей масштабности должен стать вторым “Идиотом”. От сложившейся традиции (чем больше звезд в кадре — тем лучше) создатели проекта не отступили. Только в один день на съемочной площадке в предместьях Минска собрались Игорь Петренко, Андрей Чадов, Владимир Вдовиченков, Павел Майков, Юрий Беляев.
В Доме офицеров снимают празднование Нового... 1943 года. Курсанты вальсируют под баян. Через три месяца им суждено попасть в самую горячую точку — на Курскую дугу. А пока они влюбляются, женятся, ссорятся, дерутся... В общем, живут. В перерывах актеры выбегают во двор капать в глаза лекарство. Говорят, что оно очень помогает при обезвоживании организма.
А вот в Смоленске, где также снимался фильм, все шло не так гладко. Там на центральном мосту города должны были снимать сцену, где один из главных героев спасает город, уезжая за его пределы на горящей машине со взрывчаткой. По задумке авторов, грузовик должен был упасть с моста и взорваться на половине пути к Днепру. Целая неделя потребовалась на то, чтобы зарядить машину пиротехникой (она должна взорваться в точно запланированную секунду) и выписать разрешение местных властей на проведение такого опасного трюка. Прознав об этом, местные журналисты проанонсировали это событие по телевидению и радио. В итоге в месте, где нужно тщательно следить за безопасностью, собралась толпа в несколько тысяч человек. Молодые фанаты норовили разорвать актеров на сувениры и никак не хотели уходить из кадра. Сцену чудом сняли. Андрей Кавун рассказал также, что возникла огромная проблема с техникой того времени. Машины подчас приходилось снимать с памятных постаментов.
На экраны фильм планируется выпустить к 60-летию Победы. Но это не обязательно произойдет 9 мая. А пока съемочная группа катается по стране. В дорогу режиссер всегда берет с собой сырую нарезку планов из фильма. Однажды какой-то новый русский, посмотрев ее, сказал, что фильм ему очень понравился, только он финал как-то не совсем понял. Известно, что в конце этой трагической истории почти все курсанты погибнут.
“Бригадир” Владимир Вдовиченков на сей раз играет вполне положительного персонажа. Его герой-офицер ранен на фронте. Рана у Владимира очень некрасивая. Ему обожгло пол-лица, и в съемочные дни приходится носить сложнейший грим. “Для достоверности приходится спать щекой на батарее”, — шутит Владимир. Режиссер Андрей Кавун рассказывает, что это была его идея — так изуродовать актера. Он же придумал вставить Андрею Мерзликину железную челюсть и оторвать руку Юрию Беляеву. “Нам же нужно было как-то объяснить, что взрослые люди находятся в тылу зимой 42-го года”, — восклицает он в ответ на обвинения в жестокости.
Павел Майков играет в этом фильме тыловую крысу. Злодея-энкавэдэшника, который отправляет свою возлюбленную (Екатерина Гусева) в постель к офицерам, чтобы там она добывала на них компромат. Предки Майкова были дворянами. В сталинские времена почти все они были расстреляны. Поэтому роль вызывала у Павла бурные эмоции.