В поисках Hоева ковчега

Кто-то из классиков сказал: “У страны с великим прошлым — великое будущее”. “Родословной” Турции позавидует любое государство. Хотите узнать, где прожила последние дни мать Христа? А разгадать тайну сокровищ Трои? Найти Ноев ковчег и искупаться в любимых термальных источниках Клеопатры? Поезжайте в Турцию.

По следам пиратов

— Знаете, где находится гора Арарат? — спрашивает нас голубоглазый гид Мусфи.

— В Арме-ении! — дружно тянет автобус.

Мусфи удивленно вскидывает бровь:

— Да нет, в Турции. Армения, конечно, недалеко отсюда, но гора — наша. Именно там английские ученые обнаружили Ноев ковчег — корабль, вмерзший в ледниковое озеро на вершине горы. Правда, ученые мужи до сих пор спорят, тот ли это ковчег или нет. Гора Олимп, между прочим, тоже находится в Турции, а не в Греции, как многие считают. А знаете, где изобрели пергамент? В турецком городе Пергамум. Здесь же была построена библиотека, насчитывавшая 200 000 томов.

По дороге из аэропорта наш гид не только провел небольшой ликбез, но и научил нас нескольким турецким словам: “гюзель” — красивая, “дурак” — остановка, “сарай” — дворец.

— Так что если вам нужно доехать до отеля, скажем, в Анталии, скажите водителю: “Дурак, Анталия! Сарай, бардак!” По-турецки бардак — это стакан.

Пока идет “урок турецкого”, я разглядываю убогие домики местных жителей — покосившиеся заборы, облупившиеся стены магазинчиков, напоминающие наши российские трущобы. У Турции, как у любого курорта, две стороны: видимая — для туристов, и невидимая — для тех, кто обслуживает гостей. На каждой крыше установлены солнечные батареи — в Турции нет центрального отопления, и тепло в доме зависит лишь от ясной погоды. Состоятельные турки могут позволить себе собственную котельню или кондиционер, другие используют уголь и газ. Турки — хорошие строители, их руками воздвигнуты мосты и небоскребы в США, Канаде, Европе. Но вот современные архитектурные сооружения в самой Турции далеки от совершенства. Высотные дома для среднего класса здесь строят до первого землетрясения. А они в Турции происходят практически каждый год. Разрушенные здания сносят и на их месте воздвигают новые.

Экскурсии по древним городам Ликии пользуются у российских туристов большим спросом.

— Русские очень умные и образованные, с ними интересно, — откровенничает наш гид. — Но такие неорганизованные! Я всегда предупреждаю: опоздаете на пять минут, уедем без вас. И все равно собираются час!

Мавзолей для феодала

Один из пунктов нашей экскурсии — самый большой и древний город Ликии Фетия. Сильные землетрясения разрушили большую часть памятников города, сохранились лишь скальные гробницы. Давным-давно у ликийцев было поверье — чем выше ты похоронен, тем быстрее доберешься к Богу. Самые высокие могилы были у богачей, пониже — среднее сословие, бедняков хоронили в земле. Саркофаг вырезался прямо в скале и имел форму домика с крышей и окошками. Вместе с покойником в него помещали необходимую утварь, драгоценности, дорогие покойному вещи. Дверь-вход после похорон замуровывали.

— Богачи заранее строили саркофаги, гордились ими, сравнивали, у кого выше, у кого больше, и с гордостью говорили: “Здесь я буду жить до своего следующего воплощения на земле”.

Теперь саркофаги разграблены, только в скалах навеки сохранились резные “домики”.

— Вообще-то в Турции на каждом шагу древности. Ботинком копни и наткнешься на древний город или могилы, — объясняет наш гид Мусфи. Денег нет. Надо ведь эти древности еще и отреставрировать, и охранять.

Видите эти теплицы? Под ними древний город. Но хозяин земли продавать ее не хочет — цену набивает, а государству нечем платить. Так и растут помидоры и апельсины на археологических древностях.

Святая земля от Санта-Клауса

— Ну хорошо, про Арарат вы не знаете, про пергамент тоже. Но вы хотя бы знаете, где родился Санта-Клаус? — спрашивает измученный нашим невежеством гид.

— В Великом Устюге, — крикнул кто-то из нашей группы.

— В Финляндии! Нет, в Норвегии!

— Снова не угадали. В Турции!

Мы с соседкой переглядываемся. Кто-то многозначительно крутит пальцем у виска.

— Санта-Клаус, или святой Николай, — реальный человек, епископ, живший в первой половине IV века н.э. в городе Мира. За помощь бедным и необыкновенные чудеса его причислили к лику святых и назвали Николай Чудотворец. Это один из самых почитаемых святых, покровитель моряков, бедняков и детей. По преданию епископ подкидывал беднякам деньги, чтобы те могли выдать замуж своих дочерей. Однажды он спустил мешочек с деньгами по печной трубе, и тот попал в чулок, сушившийся у печки. Отсюда традиция рождественских подарков, которые принято класть в носок или сапожок. А еще епископ остановил шторм и воскресил моряка, упавшего со смотровой мачты.

Через полчаса мы стоим у древней полуразрушенной церкви, где когда-то Николай Чудотворец служил службы.

— Эта церковь — византийского происхождения, после ее переделали под православный храм, — рассказывает наш турецкий Вергилий. — На стенах еще сохранились фрески, а на камнях надписи на старославянском, правда, с ошибками. После кончины Николая церковь стала носить его имя. Прихожане, молящиеся его праху, стали замечать, что после этих посещений болезни стали исчезать. После этих чудес Мира стал местом паломничества верующих со всего света.

Мы осматриваемся — никаких паломников, только туристы.

— Сегодня чудес не происходит, но если ваши болезни после этой поездки исчезнут, значит, все-таки помогает.

Я принимаюсь лихорадочно вспоминать, чем болела в последний раз и нет ли у меня чего-нибудь “запущенного”. “Интересно, а от растяжек и целлюлита этот святой тоже помогает?” — шепчет мне на ухо одногруппница.

— А это — коридор грешников, — просвещает нас Мусфи, — известно, что по этому коридору епископ водил прихожан, чтобы очистить их от грехов. Пройти нужно три раза, против часовой стрелки.

Не успел наш гид договорить, половина группы ринулась в коридор “очищать грехи”.

Возле храма бойко торгуют “святынями” двое турок. Деревянные иконы идут за 15—20 евро, другие — нарисованные фломастером на... обычном листе бумаги — за 5. Тут же, на самодельном прилавке, разложены красные мешочки с горстями святой земли, которая “творит чудеса”. Стоит такая горсть в мешке 10 евро.

Фигурки Николая Чудотворца русские барышни раскупают с такой скоростью, что удивляются сами турки. Всему виной объяснение нашего гида: “Этот святой помогает незамужним девушкам выйти замуж. Только нужно, чтобы фигурка стояла на видном месте в доме”. Кто-то в отчаянии кричит: “Девчонки, я кошелек в отеле забыла, одолжите 15 евро!” Именно столько стоит каменный “сводник”.

Что ж, “святой” бизнес — дело выгодное.

Где найти Атлантиду?

После экскурсии на родину Санта-Клауса наша группа высаживается на набережной. На пристани стоит небольшая яхта. На ней мы отправляемся к затонувшему древнему городу Ликийской эпохи Кекова.

— После землетрясения в V веке до н.э. город практически целиком ушел под воду, — объясняют нам наши провожатые. — Но городские стены, ступени, крыши домов хорошо просматриваются на небольшой глубине. Кстати, глубина в том месте, где город ушел под воду, такая, что вода кажется иссиня-черного цвета. “Прогуливаться” по подводному городу любят дайверы и археологи. Здесь снимал свои фильмы Кусто.

Все сорок человек сгрудились на краю яхты в надежде увидеть турецкую Атлантиду.

— Смотрите! Стена! — радостно, как будто увидел пришельцев, закричал кто-то.

И действительно, в воде явно просматривается угловая каменная стена. Только непонятно, что это было — дом или какое-то сооружение? С берега прямо в воду уходят каменные лестницы, по которым когда-то горожане ходили на центральную площадь. Часть разрушенных домов стоит на холмах, не тронутых водой, часть навеки погрузилась в бездну. Теперь вместо жителей города в уцелевших на берегу домах и на улицах прогуливаются черные козы — главные обитатели турецкого берега.

Мы причаливаем к местной деревушке. На открытой террасе семья турков угощает туристов кофе. Свою веранду они переделали под кафе, а семейные реликвии расставили в качестве антуража. Неожиданно навстречу нам выходит лохматый мужик в красной майке с надписью “СССР”. Мы радостно кричим: привет! Мужик молча проходит мимо. Оказалось, мы здоровались с канадцем, который уже несколько лет живет в этой деревушке.

— У него здесь свой ресторанчик. Правда, семьей пока не обзавелся.

— А как он сюда попал? — интересуюсь я.

— Приехал как турист и не смог уехать, — объясняют хозяева кофейни.

И мы понимающе киваем.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру