Когда префект Виноградов вышел на трибуну, дабы выступить перед жителями, собравшимися в школе №117, со стола президиума упала подставка с государственным флагом России и флагом Москвы. Плохо уживаются эти два символа на юго-западе столицы — и, видимо, не случайно.
Члена московского правительства долго уговаривали встретиться с теми, кто вот уже 8-й год протестует против строительства в их дворе многоэтажного гаража-гиганта. И лишь очередной конфликт между милицией и общественностью да требование депутатов Госдумы России вынудили чиновника объясниться с народом.
Впрочем, объяснения как такового не произошло, а встреча больше напоминала суд. Вокруг школы — наряды милиции. Виноградов с замом — в президиуме. Истцы (“несчастные” застройщики) и ответчики (“злобные” жильцы) — в зале. Гособвинение: глава управы “Ломоносовский”, замы префекта, СЭСы, архитекторы, милиция, словом, адмресурс. Заседание “закрытое” — из СМИ приглашены только свои, “юго-западные”.
Немного истории. Власти округа (решением тогдашнего префекта Петра Аксенова) благословили в 1996 году строительство гаражного комплекса на 350 мест... прямо во дворе домов 14-2, 12-2 и др., где проживают аж под 7 тысяч человек. “Пятно застройки” (грязноватое словечко, согласитесь? — Авт.) садилось на детскую площадку, опасно соседствовало с домом 14-2. Проект требовал глубокого котлована, вбивания шпунтового ограждения etc. “Спешите, — взывали хозяева будущего авторая — количество боксов ограничено!”. Однако страждущих заплатить “от $13000” за машино-место оказалось всего ничего (в уже построенном гараже, метрах в 300 (!) от этих домов, та же ситуация). Большинство же жителей, понятное дело, возмутились. Последовали жалобы “президенту-мэру-прокурору-депутатам”, площадка под застройку, по меткому выражению жильцов, превратилась в “Курскую дугу”. То на нее двинутся “танки” застройщиков (краны и строймашины), усиленные “пехотой” (милицией и чоповцами), то “партизаны” (местные жители) встанут на пути незваных пришельцев, разберут заборы и ограждения или в знак протеста прямо на стройплощадке возьмут да посадят деревья (“МК” и другие СМИ писали об этой акции).
Протестный потенциал общественности оказался высок — депутат Михаил Задорнов, принимавший участие во встрече, назвал этот конфликт самым “застарелым” из тех 80, которые проходят по его округу. Свое несогласие со строительством гаража высказал заммэра Ресин, Главгосэкспертиза РФ признала, что проект выполнен с нарушениями нормативных документов, межрайонный прокурор г. Москвы Спасеных внес протест об отмене решения местной власти, проведшей соцопрос (кто за стройку, кто против) с многочисленными и грубыми нарушениями. Кстати, честный опрос показал, что против строительства — 93,94% опрошенных.
Надо сказать, что, став префектом ЮЗАО, Валерий Виноградов написал в 2000 году письмо в Администрацию Президента России, в котором заверил Кремль, что “принято решение о нецелесообразности строительства многоэтажного гаража на участке по адресу ул. Ак. Пилюгина, вл. 14, корп. 1—2... и даны поручения управе района подобрать новый участок для размещения гаража”.
Однако последующие события пошли вразрез с заверениями чиновника. Арендаторы-инвесторы не поняли “шутки” Виноградова и пригрозили префектуре прямым, как рельса, вопросом: “Кто будет возмещать убытки, понесенные нашей организацией?”. Так сказать, официальные и неофициальные. Кремль-то далеко, а “денежные люди” туточки, под рукой. Префект струхнул — в результате чего был разработан небесталанный, надо сказать, план Z. Вроде бы “пятно застройки” уменьшат, гараж сделают на 150 мест. Поработаем “с народом”, чтобы он сей “компромисс” одобрил, решили заинтересованные лица. Глава управы района “Ломоносовский” Анатолий Синицын, имеющий опыт тихих разговоров один на один, операцию “по информированию” провел. Не смутившись, что число согласившихся с “компромиссной” идеей составило лишь 189 человек, стал выдавать ее за всенародное одобрение.
Вот, собственно, и все — и про историю, и про встречу с префектом. Дальнейшее, как говорится, дело техники. Каковая без всякого на то решения суда выворотила со стройплощадки и забор, и будку, построенную на средства жильцов (а людей просто выбросили с территории). Префект же призвал к цивилизованным методам... не застройщиков, а жителей. Милиции по-ленински запретил появляться на площадке, не зная, а может быть, скрывая, что “в целях обеспечения общественного порядка при строительстве гаража заказчиком заключен договор с МОБ УВД ЮЗАО г. Москвы” (цитата из справки, подписанной его 1-м замом Челышевым). Что ж получается — милиция за роль вышибал еще и мзду получает?
Кстати, выступивший перед народом полковник из милиции общественной безопасности УВД ЮЗАО под хохот зала “отверг“ обвинения в избиении жительницы Усковой: “Она упала и ударилась при попытке перелезть через забор”. А еще в спешке проговорился, что у него “всего одна группа немедленного реагирования, и этот наряд, выделяемый на стройку, отрывается от выполнения общественного порядка”.
Договорные обязательства, похоже, греют и префектуру. Между ней и застройщиком... тоже подписан договор, по которому 20% машиномест (это 55 из сегодняшней вместимости гаража в 275 мест — про 150 “компромиссных” уже забыли. — Авт.) отдается “по письменным направлениям префектуры для окружных и районных организаций, в т.ч. 3% Департаменту транспорта и связи по себестоимости”. Неплохой суммой под миллион долларов (13 000$ х 55 мест = 715 000$) согревается дружба префектуры и застройщиков! Поэтому, вероятно, префект в своем пафосном слове сказал, что у него “нет никакого права запретить эту стройку”. Примерно такие же “не могу” слышат от Виноградова жители дома по ул. Профсоюзной, 58, микрорайона Зюзино (11-й квартал) и других “горячих точек” на территории юго-запада, где идет борьба граждан за свои права при осуществлении градостроительных решений.
Наиболее точно роль высокого руководителя охарактеризовал один из жителей, депутат Госдумы от “Единой России” Валентин Денисов: “Властью префектуры реализовано управленческое решение по принципу “разделяй и властвуй”. Людей разделили на противоборствующие стороны. У авторов этого решения есть фамилии, и правительство Москвы, а может быть, и не только, их узнает. Здесь есть вопросы и для Госдумы России — в части соответствия ситуации российскому законодательству”. Им же сделан депутатский запрос Виноградову — представить все документы по гаражу для проведения по требованию жителей общественной экологической экспертизы (для этого ими будет создана рабочая группа). А до получения ее результатов — дать указание о приостановке строительно-монтажных работ на площадке.
Но не зря, похоже, упали флажки со стола.
На следующий день строители начали выдергивать из земли деревья — грязное “пятно застройки” на территории юго-запада продолжает расплываться.